Риторика Кремля заставит Европу увеличить расходы на оборону и расширить американское присутствие: обзор прессы
Первыми в Европе на речь Владимира Путина в Манеже среагировали, конечно, средства массовой информации. Государственным лидерам нужно время, чтобы найти приличествующие случаю слова, а международные инстанции типа брюссельской штаб-квартиры НАТО, как правило, не лезут с оценками впереди стран-членов Альянса.
В Европе успели привыкнуть к некоторой эксцентричности поведения российского лидера (впрочем, как и американского), но отчаянное нападение как средство защиты само по себе несколько ошарашило.
Реакция европейской прессы — от откровенно ироничной до тревожной.
Одни цинично намекают на «голую задницу» как цену, которую россияне платят за фантазии и аппетиты своих генералов. Другие не исключают, что Кремль просто блефует перед избирателями накануне голосования 18 марта. А вот третьи бьют тревогу,
упрекая европейских политиков в благодушии перед реальной угрозой со стороны авторитарных режимов, и призывают к увеличению военных расходов.
Газета французских правоцентристов Le Figaro излагает речь Путина с нескрываемой издевкой: «Непобедимый, властный и мстительный военачальник — таким Владимир Путин предстал в четверг в обращении с ежегодным посланием».
Издание отмечает, что самой яркой частью послания была пугающая демонстрация военных новинок, в то время как обещания россиянам сделать их жизнь по-человечески достойной звучали туманно и неубедительно: «Властитель судеб в течение восемнадцати лет, Владимир Путин повторил слова, которые много раз использовал в предыдущих выступлениях, и остался очень расплывчатым в описании механизмов, которые должны позволить стране догнать мировые стандарты. Слово «реформа» не было произнесено ни разу, в то время как многие экономисты предрекают неизбежную и непопулярную перестройку пенсионной системы в ближайшие годы. Национальное бедствие — «коррупция» — упомянуто мельком, чтобы только минимизировать тему, ставшую коньком радикальной оппозиции».
Другая крупная французская газета, Le Monde, считает, что демонстрацией нового оружия Путин попытался поддержать свою популярность перед президентскими выборами на фоне слабости экономической программы.
«Заключительная часть этой речи, транслировавшейся в прямом эфире по российскому телевидению, была едва закамуфлированным обращением к западным державам, которые после присоединения Крыма к России в марте 2014 года ввели против нее многочисленные экономические санкции».
Лондонская The Times отмечает, что Путин одновременно угрожал западным странам «непобедимой» межконтинентальной крылатой ракетой и убеждал простых россиян в том, что значительные новые расходы в социальной сфере повысят качество их жизни. «Учитывая, что обман лежит в основе нынешней российской военной доктрины, возникает вопрос о том, существует ли это новое поколение ядерного оружия. Это остается неясным, но угроза Путина усиливает напряженность между Россией и Западом и воскрешает воинственную риторику, возвращая к холодной войне».
Если французские СМИ иронизируют, британские пытаются отстраненно размышлять, а голландская NRC-Handelsblad и итальянская Corriere de la Sera просто рассказывают читателям о содержании путинского послания, то немцы настроены алармистски. Они видят явный поворот к новой холодной войне и гонке вооружений.
Политолог Сюзанна Спан сказала в интервью «Немецкой волне», что внешнеполитическая часть речи Путина напомнила о временах, когда США и Европа были величайшим врагом России. «Путин использовал очень опасную риторику в отношении Запада», — считает она.
Frankfurter Algemeine Zeitung признает, что «невежественный авантюризм» Дональда Трампа подпитывает паранойю Москвы. И Кремль наращивает военную мощь, модернизирует ее. Запад еще не нашел эффективного ответа на новую стратегическую угрозу.
Берлинская Die Welt считает, что «хвастовство Путина — это средство запугивания». Через две с небольшим недели он «будет утвержден в должности».
«Для настроя на это хозяин Кремля доходчиво объяснил в пышной пропагандистской речи, что именно он понимает под давно обещаемой «модернизацией» страны: колоссальную программу перевооружения, которая грозит резко изменить глобальный баланс вооруженных сил», — пишет газета.
По мнению обозревателя Die Welt, вовсе не успокаивают заверения Путина, что Россия применит свое ядерное оружие только в случае ядерного нападения на нее или «ее союзников». По сути, газета признает явный повод для гонки вооружений: «Слишком долго европейцы купались в ощущении собственной неуязвимости. Они видели себя «окруженными друзьями» и заверяли, что будущее принадлежит только «мягкой силе». Во многих странах даже выполнение двухпроцентной цели НАТО (требования довести упавшие после холодной войны оборонные расходы до 2 процентов от ВВП. — А. М.) воспринималось как предосудительная «милитаризация» — в то время как бундесвер небоеспособен. Между тем авторитарные режимы, такие как Россия и Китай, семимильными шагами наверстывали свое военное технологическое отставание от Западного альянса. Они используют это, чтобы заставить нас быть более податливыми политически. Пришло время, наконец, понять: отсутствие военного сдерживания не умиротворяет врагов западной демократии. Оно ведет нас, прежде всего, к политическому разоружению».
Путин своей речью сделал все, чтобы убедить Германию и других сомневающихся европейцев, что пора прекратить сокращение оборонных расходов, которым они увлеклись с 90-х годов, и вернуть в Европу американское военное присутствие, многократно сократившееся за годы после холодной войны.