Amnesty International представила доклад о ситуации с правами человека
В четверг международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала ежегодный доклад о ситуации с правами человека в мире. Правозащитники констатировали, что 2017 год демонстрирует «подрыв самой системы защиты прав человека». Они указывают, что впервые за долгое время серьезные проблемы в этой сфере появились у тех стран, которые всегда называли себя гарантами демократии и законности: США, Австралии и государств Западной Европы. В России правозащитники отметили разгоны оппозиционных митингов, проблемы с правами ЛГБТ в Чечне и сложности у крымских татар в Крыму. Также Amnesty International с тревогой подчеркнула рост ультраправого насилия и проблемы со свободой СМИ на Украине. Впрочем, в Госдуме называют отчет «политизированным» и предлагают обратить внимание на «более насущные нарушения прав» столичных автомобилистов, пострадавших от снегопада.
Российское отделение Amnesty International представило ежегодный доклад организации на сцене столичного Театра.doc. Правозащитники подчеркнули, что независимый документальный театр «выполняет ту же миссию — привлекает внимание к обездоленным, к тем, кто находится в сложной жизненной ситуации». Старший директор Amnesty по исследованиям Анна Нейстат напомнила, что в текущем году отмечается 70-летие Всеобщей декларации прав человека. «Хотелось бы верить, что за эти 70 лет человечество двигалось в правильном направлении. Но наш последний доклад демонстрирует: в последние годы, и особенно в 2017 году, мы наблюдаем существенный регресс в области защиты прав человека»,— сказала она. По словам госпожи Нейстат, все привыкли, что права человека нарушают отдельные, «всем известные» государства или неправительственные силы, но теперь налицо «подрыв самой системы защиты прав человека». «Нормы, которые казались давно обговоренными и незыблемыми, подвергаются критике и нападкам со стороны тех государств, которые до недавнего времени хотя бы на уровне риторики называли себя гарантами этих прав»,— подчеркнула госпожа Нейстат. Речь идет об Австралии, Западной Европе и прежде всего США.
Правозащитники указали на дискриминационные указы президента Дональда Трампа в отношении беженцев. «Да, в США продолжает действовать система сдержек и противовесов, поэтому некоторые указы удается притормозить в судах. Но положение мигрантов ухудшилось,— сказала представитель Amnesty.— Происходят совершенно незаконные депортации людей, которые долгие годы жили в США, которые служили в армии, у которых родились дети». Среди других американских проблем правозащитники отметили "Нападки на прессу", «пренебрежение правами женщин», «попытки лишить миллионы людей доступа к здравоохранению». Особое возмущение вызвали публичные высказывания представителей администрации Дональда Трампа в поддержку пыток подозреваемых в терроризме. «Конечно, по сравнению с другими странами ситуация в США все еще выглядит положительно,— сказала Анна Нейстат.— Но вся риторика совершенно беспрецедентна для этого региона. И это мы даже не говорим сейчас о действиях США на международной арене».
По ее словам, наиболее критическая ситуация в этом году возникла в Мьянме, где прошли этнические чистки против народности рохинджа. «Почти 700 тыс. человек были вынуждены покинуть страну, спасаясь от насилия и убийств»,— сказала она. Эксперт напомнила и о вооруженных конфликтах, где военные не заботятся о защите гражданского населения. Например, Саудовская Аравия продолжает воевать в Йемене «при поддержке США и Великобритании, которые поставляют ей оружие». «Все больше государств отворачиваются от ситуации в Сирии или, как Россия и Иран, напрямую поддерживают насилие в отношении гражданского населения»,— заявила правозащитница.
Директор Amnesty International по региону Восточной Европы и Центральной Азии Денис Кривошеев посетовал, что в этих странах также наблюдается ухудшение ситуации с правами человека. В Белоруссии год начался с мирных протестов против новых налогов, однако «власти очень быстро, путем активных массовых репрессий задушили это движение». Рост протестов наблюдался и на Украине, которую правозащитники назвали «еще одной очень проблемной страной». «Мы наблюдаем откат от ранее завоеванных достижений в области соблюдения прав человека. Гражданское общество снова подвергается репрессиям, были приняты ограничительные законы, которые осложняют жизнь и свободы населения,— рассказал господин Кривошеев.— Подвергаются нападкам и давлению независимые СМИ». Он признал, что на Украине появился первый после Евромайдана «узник совести» — журналист Василий Муравицкий, которого СБУ обвинила в подготовке и распространении «антиукраинских материалов». Также СБУ выслала в 2017 году российских и испанских журналистов. При этом расследования убийств журналистов Олеся Бузины (2015 год) и Павла Шеремета (2016) ни к чему не привели.
«Особо удручает, что тема секретных тюрем так и не осталась расследованной,— сказал господин Кривошеев.— Мы добились освобождения тайных узников, но, к сожалению, никто не понес наказания за эту совершенно недопустимую практику».
Отвечая на вопрос корреспондента “Ъ”, эксперт Amnesty рассказал, что правозащитники «с большой тревогой наблюдают явление участия ультраправых групп в общественной деятельности». «Эти группы участвуют в разгонах и преследовании тех, чью позицию они не разделяют, в частности, атаковали участников Киевского ЛГБТ-прайда,— сказал он.— Есть примеры, как такие группы угрожают журналистам. Например, на процессе Василия Муравицкого ультраправые присутствовали в зале суда, высказывали угрозы судье и участникам процесса. Мы требуем от украинских властей разобраться с этим». Он подчеркнул, что такая тенденция была заметна и ранее. «Корни этого феномена в 2014–2015 годах, когда формировались добровольческие батальоны. Уже тогда мы отмечали практики пыток, похищения людей, других нарушений,— сказал правозащитник.— Видимо, те из них, что не были интегрированы в вооруженные силы Украины, стали такими группами». Отдельно господин Кривошеев отметил, что на территории непризнанных ЛНР и ДНР «происходят совершенно недопустимые вещи, продолжается преследование за инакомыслие».
В числе других проблемных стран региона был назван Азербайджан, где притесняются НКО, преследуются журналисты, блогеры, критики властей. «И если удается добиться освобождения каких-то узников совести, то на их месте очень быстро оказываются другие,— посетовал господин Кривошеев.— Имеют место пытки. Более того, известно, что спецслужбы Азербайджана похищают граждан, скрывшихся от режима за рубежом, и принудительно доставляют их обратно в страну».
В странах Центральной Азии практически везде затруднено или невозможно развитие гражданского общества: присутствует цензура, в том числе в социальных сетях, активно преследуются независимые профсоюзы. «Хорошие новости в Узбекистане, где несколько узников совсем были отпущены на свободу,— добавил господин Кривошеев.— Но в целом доклад становится очередным каталогом репрессий и поломанных судеб».
Исследователь Amnesty International Анастасия Ковалевская подробно пересказала часть мирового доклада, посвященную России. «В 2017 году ситуация с правами человека ухудшилась — от закона о декриминализации домашнего насилия и нарушения прав человека на Северном Кавказе до расширения антиэкстремистского законодательства и блокирования резолюции по Сирии»,— сказал она. Правозащитники отдельно отметили «грубые нарушения» права на свободу собраний. «Год запомнился масштабными, но мирными акциями протеста, на которые власти ответили такими же масштабными нарушениями прав протестующих». По ее словами, сотрудники Amnesty International присутствовали и на акциях, и в судах, осуществляли мониторинг жалоб и пришли к однозначному выводу: «Было нарушено право россиян на свободу собраний, право на справедливый суд, на свободу выражения мнений — а в ряде случаев, к сожалению, право на свободу от пыток».
Правозащитникам не прекращали поступать жалобы на обращение в тюрьмах и колониях, но одновременно была серьезно ограничена деятельность общественных наблюдательных комиссий (ОНК). «Была сокращена численность их сотрудников,— напомнила госпожа Ковалевская.— А в результате отбора по спорным критериям во многих ОНК правозащитники были заменены силовиками. Таким образом, происходит дискредитация общественного контроля и целенаправленная попытка его уничтожения».
Отдельно Amnesty International напомнила о скандале вокруг ситуации с геями в Чечне — правозащитники и журналисты заявляли о пытках, внесудебных казнях и вынужденной эмиграции. «Права ЛГБТ в России под прессингом не первый год, но 2017 год показал, что в ряде регионов для этих людей не обеспечено даже право на жизнь — самое фундаментальное и базовое»,— сказала эксперт.
Другая серьезная проблема — положение крымскотатарских активистов в Крыму, говорят правозащитники. «Однозначна тенденция — любое несогласие с позицией крымских властей подавляется, людей арестовывают, штрафуют, обыскивают их дома,— говорится в докладе.— Часть активистов были вынуждены переехать на территорию Украины».
Впрочем, подчеркнула Анастасия Ковалевская, были и хорошие новости. Так, правозащитница Татьяна Котляр была освобождена от штрафа за регистрацию у себя дома многочисленных мигрантов, «которые таким образом получали легальный статус и доступ к базовым социальным услугам». Удалось отменить депортацию в Узбекистан журналиста Али Феруза, которому там грозили пытки за профессиональную деятельность и гомосексуальную ориентацию. После полугода содержания в центре для мигрантов он сумел выехать в Германию. Было закрыто уголовное дело против Валентины Череватенко — первое дело за неисполнение обязательств закона об иностранных агентах. «Однако все эти случаи не говорят о системных изменениях к лучшему,— посетовала правозащитница.— Аналогичное дело за регистрацию мигрантов возбуждено против Бахрома Хамроева. Закон об иностранных агентах остался в силе, а людей продолжают высылать в те страны, где им грозит жестокое обращение».
Другой позитивный пример касался положения заключенных — после долгого общения с ФСИН правозащитникам удалось добиться, чтобы инвалидов-колясочников больше не этапировали в общих вагонах. «Это положительный сдвиг, но в этой сфере еще много что предстоит сделать»,— сказала она.
Эксперты отметили, что Amnesty International плотно сотрудничают с президентским Советом по правам человека и российским омбудсменом Татьяной Москальковой. «Глава СПЧ Михаил Федотов всегда очень внимательно проверяет наши данные, старается помочь,— сказала госпожа Ковалевская.— И именно благодаря настойчивости Татьяны Москальковой нам удалось достичь того, что дело о положении ЛГБТ в Чечне сдвинулось с мертвой точки».
«Поначалу мы достаточно скептически отнеслись к назначению на пост омбудсмена человека из МВД,— рассказала присутствовавшая на мероприятии журналистка “Новой газеты” Елена Милашина.— Но за последний год она делала совершенно невероятные вещи, и мы ей очень признательны». Журналистка подчеркнула, что «исключительно благодаря Татьяне Москальковой» Али Феруз смог избежать депортации. «Я сама видела огромные кипы запросов, которые она отсылала по каждому новому факту нарушения прав в Чечне. По многим ситуациям она оказалась омбудсменом, подобного которому я не помню. Она проявила бесстрашие и твердость»,— сказал госпожа Милашина.
Депутат Госдумы (фракция ЛДПР) Ярослав Нилов назвал доклад Amnesty International «как всегда, политизированным». По его мнению, он будет использоваться «для создания в мире определенного отношения к России и другим странам». «Права человека нарушались, нарушаются и будут нарушаться всегда,— добавил парламентарий.— Видимо, это является импульсом движения цивилизационного развития». Господин Нилов посоветовал правозащитникам обратить внимание на «более насущные для нас нарушения прав, чем абстрактные рассказы про Чечню». «Вот, например, в Москве не убирают снег и эвакуируют машины — вот это настоящее нарушение прав»,— привел он пример.