Сейчас многие источники пишут о проблеме наркомании в мире, и в России в частности, называя эту проблему «чумой 21 века».
Не удивительно. Официальная статистика за 2016 год отмечает, в России регулярно употребляют наркотики более 7,3 миллионов человек. Однако многие специалисты – наркологи считают статистику наркомании в России заниженной, как минимум вдвое. Это объясняется тем, что государственная статистика складывается из двух показателей:
- показателей медиков, занимающихся учётом и лечением наркозависимых. Но всем известно, что данный источник далек от истины, поскольку огромное количество наркозависимых людей проходят лечение добровольно и анонимно. Частные клиники не обязаны ставить таких пациентов на учет, поэтому в официальной статистики такие лица не фигурируют;
- показателей правоохранительных органов о привлечении к уголовной и административной ответственности наркозависимых лиц, об изъятиях веществ, задержаниях торговцев наркотиками и выявлении притонов.
Меня, как любого нормального человека, эта проблема не оставляет равнодушной, поскольку мы все живем в этой стране, растим детей и внуков, беспокоимся за их будущее, как и за будущее генофонда нашей страны.
Но с профессиональной точки зрения еще больше меня волнуют методы, используемые нашими правоохранительными органами для решения этой проблемы, поскольку в Фонд «Защитник» все больше поступает писем и уголовных дел, когда очевидно, что вместо наркодилеров (наркобарыг) по статье 228.1 УК РФ (Незаконные производство, сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов) на долгие сроки в колонии отправляются просто наркозависимые люди. А наркодилеры продолжают работать , втягивая в свое «болото»все большее количество людей.
Михаил Голиченко - ведущий аналитик Канадской правовой сети по проблемам ВИЧ\СПИД, адвокат, кандидат юридических наук, комментируя подобные дела, заявил «Так называемая «борьба с наркотиками» превращает полицию в гнилую тыкву» https://www.talkingdrugs.org/ru/borba-s-narkotikami-po-russki
И далее пояснил: « Фокусирование полиции в России в основном на низшем уровне торговой цепочки связано с несколькими причинами.
Во-первых, это легкость выполнения показателей по тяжким и особо тяжким преступлениям. Реформа полиции сократила систему показателей. Однако она оставила в качестве основных показатели по тяжким и особо тяжким преступлениям. Суровость наказания за наркопреступления делает их в этом смысле незаменимыми! Это Клондайк.
Второе — легкость раскрытия. Основная масса тяжких и особо тяжких преступлений требует долгого расследования. А наркопреступления типа хранения наркотиков без цели сбыта либо мелкого сбыта расследуются в два шага, не требуют усилий. Другое дело — раскрытие крупных преступлений. Их придется расследовать многие месяцы, а показатель в итоге тот же.
Еще важная вещь: благодаря ликвидированной ФСКН изменился фокус — с необходимости борьбы с наркоторговцами на необходимость искоренения спроса. Логика: «Чем больше потребителей удастся убрать в колонии или «побудить к лечению», тем больший урон будет нанесен наркомафии». В итоге, если раньше нормальному полицейскому было западло заниматься людьми с зависимостью, то теперь это дело особой важности. Кроме того, дело о хранении при желании легко превращается в дело о сбыте группой лиц — было бы желание.
И последнее: отсутствие контроля за деятельностью полиции со стороны общественности, адвокатуры, СМИ. Если при нарушениях закона по другим делам поднимается хоть какой-то шум, то наркопреступления не вызывают интерес. Даже если очевидно, что в деле был откровенный подброс, либо полицейская провокация, либо манипулирование состоянием обвиняемого (ломка) или того, кто согласился «добровольно помочь» полиции в совершении провокации. Людям совершенно безразлично, как работает полиция по наркотикам. Для большинства цель оправдывает средства, а наркоманов за людей не считают.
Так что «борьба с наркотиками» развращает и коррумпирует полицию и растит цифры по ВИЧ, гепатитам, туберкулезу, тюремному населению и смертям.»
Трудно дать более существенное, емкое и точное определение «борьбы с наркотиками» по-русски, поэтому проанализирую лишь одно из уголовных дел, в надежде изменить судьбу хотя бы одного конкретного человека.
Дело Афанасьева В.М.
Ночью 15.11.2013 г.сотрудники полиции поджидали Афанасьева у его дома. Ждали долго, настойчиво, и, когда, наконец , последний появился из темноты двора, предъявили свои удостоверения. Афанасьев не пытался оказывать сопротивление или бежать – никаких запрещенных предметов или средств он при себе не имел. Более того, Афанасьев добровольно согласился на ночное обследование своего жилища.
15 .11.2013 г. в период времени с 02час.20 мин. до 04 час 30 мин. в ходе проведения обследования жилого помещения по месту регистрации и фактического проживания Афанасьева В.М. ( г. Москва ) обнаружено и изъято два куска неправильной формы общей массой в 3,9 гр. наркотического средства- гашиш , что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года №1002 (Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей ст. ст.228, 228-1,229 и 229-1 УК РФ) является значительным размером наркотического средства.
Не такой добычи ждали полицейские - оба куска наркотического средства- гашиш лежали на полке в шкафчике компьютерного стола открыто на видном месте, никак не расфасованы, не упакованы и не приготовлены для сбыта. Данное обстоятельство явно свидетельствовало об отсутствии каких-либо приготовительных действий для сбыта наркотических средств со стороны Афанасьева В.М., полицейским было понятно, что перед ними обычный наркоман.
В тот же день, 15.11.2013г. в 14 час.45 минут было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Афанасьева В.М. по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.228 УКРФ (незаконное хранение наркотических средств).
В тот же день, 15.11.2013 в период с 17час.05 минут до 18 час.30 мин. Афанасьев В.М. был допрошен в качестве подозреваемого и указал, что употребляет наркотики , которые приобретает для собственных нужд у человека по имени «Жора» , указав телефон последнего.
При этом, на вопрос следователя «Продавали ли Вы сами наркотические средства по просьбе Жоры или полученные от Жоры?» Афанасьев ответил отрицательно «Нет.»
В тот же день, 15.11.2013 года с 16 час.00 мин до 19 час.50 мин. было проведено обследование жилого помещения по месту регистрации и фактического проживания «Жоры» (фамилию сохраним втайне).
В ходе проведения обследования «Жора» добровольно указал, что у него в сейфе хранится наркотическое средство гашиш и электронные весы. Из сейфа были изъяты два спрессованных куска коричневого цвета, обернутые полиэтиленом , и шесть спрессованных кусков, обернутых фольгой. Общий вес 8 изъятых у «Жоры» кусков наркотического средства гашиш составил 78,2 грамма, что образует крупный размер наркотического средства.
16.11.2013 в отношении «Жоры» вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.228 УКРФ, но в тот же день действия последнего были переквалифицированы на ч.1ст.30, п.«г» ч.4 ст.228-1 УК РФ. (Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере)
При этом, будучи допрошенным в качестве подозреваемого в ходе предварительного расследования «Жора». прямо указал на своего знакомого «Давида», как на лицо , действующее с ним (Жорой) в группе, и поставляющее ему (Жоре) наркотическое средство в крупном размере для дальнейшей реализации.
И хотя в ходе проверки старшим следователем 5 отдела Следственной службы УФСКН России по Москве майором полиции М.А. Куликовым:
-была установлена личность и место проживания наркодилера «Давида» (т.1л.д 123-125) ; - был подтвержден факт неоднократного поступления в ФСКН информации о причастности «Давида»к незаконному обороту наркотическими средствами (т.1 л.д126-126) ;
- было получено постановление суда о разрешении производства обыска в жилище наркодилера «Давида»( т.1л.д 127-127) обыск по месту жительства последнего так и не был произведен (т.1 л.д 129-130 ) .
«Давид », как самый крупный в данном уголовном деле наркодилер, удивительным образом был освобожден от уголовной ответственности, .не смотря на то, что «Жора »прямо указал на него( «Давида») , как на лицо, торгующее наркотиками, в том числе через социальные сети.
Более того, после письменного отказа начальника 1 отдела Службы по ВАО УФСКН России по Москве подполковника полиции Е.Н Федорова в проведении обыска в жилище «Давида», якобы по причине нецелесообразности ввиду проведения ОРМ , старший следователь 5 отдела Следственной службы УФСКН России по Москве майор полиции М.А. Куликов незамедлительно вынес незаконное постановление о соединении уголовных дел наркозависимого Афанасьева с продавцом наркотического средства – гашиш – «Жорой», заявив о «преступной группировке»(т.1 л.д 146-147), и
переквалифицировав при этом действия Афанасьева с ч.1 ст.228 УК РФ на более тяжкую статью ч. 1 ст.30, п.«г» ч.4 ст.228-1УК РФ .
Особо надо отметить, что старшим следователем 5 отдела Следственной службы УФСКН России по Москве майором полиции М.А. Куликовым за 6 месяцев следствия не установлено:
- ни одного лица, которому бы Афанасьев В.М. передал хоть какое-то количество наркотического средства – гашиш ;
- ни одного случая получения Афанасьевым В.М. денежных средств за проданное им наркотическое средство – гашиш.
Вместе с тем, старшему следователю М.А Куликову было доподлинно известно, что:
- Афанасьев В.М. страдает наркотической зависимостью, заключением судебно- наркологической экспертизы от 06.02.2014г №232 (т.1 л.д 290-291)
-наркотическое средства – гашиш – приобретает у «Жоры» , имеет перед последним постоянную задолженность за приобретенное наркотическое средство.
- сам «Жора » не употребляет наркотические средства, занимается только их сбытом.
То есть, заведомо зная, что Афанасьев В.М. – рядовой наркоман, нуждающийся в лечении, ст. следователь Куликов М.А. легким движением руки превратил последнего в наркобарыгу, обвинив в преступном сговоре и незаконной торговле наркотиками.
Приговором Перовского районного суда г. Москва от 19.11.2014 года Афанасьев Виктор Михайлович был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.30, п.«г» ч.4 ст.228-1УК РФ , и ему было назначено наказание в виде10 (десяти) лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда приговор оставлен без изменения.
А торгующий наркотиками через социальные сети «Давид» остался на свободе.
Заявления о возбуждении уголовного дела в отношении ст. следователя Куликова М.А. за фальсификацию доказательств по уголовному делу об особо тяжком преступлении, повлекшая тяжкие последствия ( ч.3 ст.303 УК РФ) и незаконное освобождение от уголовной ответственности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления (ст.300 УК РФ) , заявленные в Следственный департамент России доверенным лицом Афанасьева В.М., пока безрезультатны.
Вот такой Кландайк.