На прошлой неделе над Южным Уралом прошёл «безопасный рутениевый дождь». «Безопасные» дожди с рутением для природы Урала не характерны, они заслуга одного из предприятий Челябинской области. 60 лет назад завод «Маяк» под Озёрском уже был причиной радиационной аварии. Власти тогда замалчивали катастрофу, как и другие происшествия: от столкновений самолётов до выброса спор сибирской язвы. Рассказываем о техногенных катастрофах СССР и том, как власти их скрывали.
Кыштымская авария
Первая радиационная катастрофа в СССР произошла в 1957 году на заводе «Маяк» в закрытом городе Челябинск-40 (сейчас Озёрск). Кыштымской её называют из-за особого статуса Челябинска-40: он упоминался только в документах под грифом «секретно», его не было на картах. Кыштым был ближе всего к эпицентру взрыва.
Взрыв прогремел 29 сентября 1957 года в 16 часов 22 минуты на заводе «Маяк». Вышла из строя система охлаждения одного из контейнеров для хранения ядерных отходов. Мощность взрыва составила несколько десятков тонн в тротиловом эквиваленте, в контейнере находилось 80 кубометров высокотоксичных радиоактивных отходов. Большую часть выбросило взрывом на высоту около двух километров, 90% этого облака почти сразу упали на территорию завода, остальное снесло ветром в сторону Тюмени.
К вечеру в ближайших населенных пунктах на землю падали белые нетающие хлопья, напоминающие снег. С завода прибыли дозиметристы, жителям посоветовали не выходить из домов, переодеться и утилизировать заражённую одежду. Никто не объяснял, что делать дальше. Многие пошли в душ или в баню, чтобы смыть с себя пепел, и через открывшиеся поры в организм попало ещё больше радиоактивной пыли. Солдаты-дозиметристы, работавшие без респираторов, получили огромные дозы облучения.
В зоне радиационного заражения оказалось почти 270 тысяч человек, но власти не спешили бить тревогу. В первые дни эвакуировали только военный городок и тюрьму недалеко от Челябинска-40. Комиссия по устранению последствий взрыва прибыла на место происшествия только 2 октября, через три дня после аварии. Огромный светящийся красным столб радиоактивной пыли, который видели жители Урала, власти объясняли полярным сиянием. Вот цитата из газеты Челябинский рабочий за 6 октября 1957 года:
«В прошлое воскресенье вечером… многие челябинцы наблюдали особое свечение звёздного неба. Это довольно редкое в наших широтах свечение имело все признаки полярного сияния. Интенсивное красное, временами переходящее в слабо-розовое и светло-голубое свечение вначале охватывало значительную часть юго-западной и северо-восточной поверхности небосклона. На фоне неба появлялись сравнительно большие окрашенные области и временами спокойные полосы»
Первые оценки уровня радиоактивного заражения местности появились через неделю после аварии, тогда же началась эвакуация первых деревень, которые попали под радиоактивный след. В некоторых деревнях жители подвергались облучению две недели, прежде чем их начали отселять из опасной зоны. Всего на наиболее пострадавших участках радиоактивного следа проживали 12 тысяч человек. На этих территориях до сих пор нельзя вести хозяйственную деятельность, они даже не рекомендуются к посещению.
Аварию и её последствия тщательно скрывали, полной информации не было даже у ликвидаторов. На Западе об аварии узнали уже в апреле 1958 года, о ней написала копенгагенская газета «Berlingske Tidende». Советская власть не признавала факт взрыва до 1989 года, когда о нём заявили на сессии Верховного Совета СССР. В ноябре 1989 года сотрудники завода «Маяк» провели симпозиум со специалистами МАГАТЭ о причинах и мерах по ликвидации последствий аварии. Власти Челябинской области и сейчас активно борются с публикациями об экологической ситуации в Восточно-Уральском заповеднике, созданном на территории радиоактивного следа в 1968 году. Позиция региональных властей: "избавляться от неактуального и не соответствующего действительности имиджа, навязанного радиофобами". Но учёные считают, что полностью безопасной территория заповедника станет только через сто лет.
Ответственности за аварию никто не понёс, главного инженера завода «Маяк» Михаила Демьяновича просто перевели на другое предприятие в Сибири. При ликвидации последствий аварии пострадало более тысячи военнослужащих. Учёта смертей от радиации или вызванных ей болезней среди эвакуированного населения в СССР не вели. В современной России был создан и какое-то время работал «Челябинский региональный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов». Он рассматривал дела ликвидаторов аварии на «Маяке» и пострадавших от радиоактивных выбросов в реку Течу, а также их потомков. За время работы совета он рассмотрел более 10 тысяч дел, в 70% была установлена связь заболеваний с облучением". В 2016 году финансирование экспертного совета приостановили и он перестал работать.
В октябре о возможной аварии на одном из предприятий ПО «Маяк» в Челябинской области рассказала российская правозащитница Надежда Кутепова, основатель НКО «Планета надежд».Она долгое время защищала права пострадавших в ходе аварий на «Маяке», а потом организацию объявили «иностранным агентом», а Кутепова уехала во Францию после сюжетов на канале «Россия». Журналистка Ольга Скабеева заявила, что Кутепова якобы занимается «промышленным шпионажем». Мы помогали «Планете надежд» в суде против ВГТРК, но пока даже Верховный суд считает, что у Скабеевой было «оценочное суждение». Будем бороться дальше.
Неделинская катастрофа
24 октября 1960 года на космодроме Байконур произошла самая крупная в мире катастрофа в космической отрасли — межконтинентальная баллистическая ракета Р-16 взорвалась на старте во время испытаний. Погибли от 78 до 126 человек, включая командующего ракетными войсками маршала Неделина, по его имени и названы трагические события.
Взрыв произошел из-за желания маршала Неделина закончить испытания к праздничной дате, 43-й годовщине Октябрьской революции. Конструкторы говорили, что ракета не готова, что в её конструкции множество недочетов, которые необходимо исправить до первого запуска, но никто не взял на себя ответственности прямо заявить кремлёвскому руководству о переносе испытаний. 21 октября ракету доставили на стартовую площадку, утром 23 её заправили топливом, старт должен был состояться вечером.
Во время финального обхода техники обнаружили дефекты, которые не замечали ранее. Инженерам дали сутки на исправление, больше ракета на старте находиться не могла, иначе пришлось бы сливать крайне токсичное топливо — гептил. Сливать и утилизировать его сложно даже на современном уровне развития технологий. Ракету пришлось бы возвращать на завод для прочистки баков, труб и двигателей. Подготовка к новому запуску заняла бы месяц. Неделин переживал из-за возможной реакции Хрущёва и решил не отменять испытаний.
Хроника ликвидации последствий катастрофы
При запуске огненная струя одного из двигателей разрушила баки окислителя. По всей площадке разошлись волны пылающего ракетного топлива. Жертв было так много ещё и потому, что маршал Неделин хотел воодушевить персонал на испытания недоработанной ракеты личным примером и встал всего в 17 метрах от ракеты, с ним стояли офицеры штаба. Конструктор ракеты Михаил Янгель уцелел чудом, отошел покурить прямо перед запуском — курилка на полигоне была оборудована в яме, в тридцати метрах от точки запуска.
Катастрофу на Байконуре скрывали до 90-х. По официальной версии, на площадке взорвался бензовоз, тела техников и солдат отправили домой со скупой формулировкой «погиб при исполнении» в закрытых гробах. Смерть маршала Неделина объяснили авиакатастрофой. 8 декабря 1960 года итальянское агентство «Continentale» сообщило о смерти Неделина и ста солдат в результате взрыва при испытании ракеты. В 1965 эту информацию подтвердил Олег Пеньковский, разоблачённый советский шпион. Документы по Байконурской аварии впервые увидели свет в России в 1994 году. Кандидат исторических наук Владимир Ивкин писал книгу о истории ракетных войск стратегического назначения по заданию их командующего, обнаружил документы в президентском архиве и опубликовал в «Военно-историческом журнале».
Конструктора Янгеля наказывать не стали. За старого соперника вступился Сергей Королев и убедил Хрущёва, что причиной взрыва стало желание провести испытания как можно скорее, а не ошибки Янгеля.
У нас есть ещё отдельный текст о том, как власти пытались скрыть катастрофу на Чернобыльской АЭС
Куренёвская трагедия
В декабре 1952 года Бабий Яр, место массовых казней киевлян во Второй мировой войне, решили превратить в свалку строительных отходов. Рядом было множество кирпичных заводов. Овраг перегородили дамбой, и 13 марта 1961 года она не выдержала. Из-за ошибок в проектировании гидроотводов в овраге скопилось несколько тонн жидкой грязи. После прорыва дамбы на близлежащий район Куренёвку обрушилась четырнадцатиметровая грязевая волна. Поток был такой силы, что с легкостью сносил даже попадавшиеся на пути трамваи. Катастрофа произошла в половине девятого утра, когда рабочие тех самых кирпичных заводов заступили на смену.
«Мы услышали нарастающий грохот, будто земля дрожала. В окно увидели гигантский грязно-серый вал, который стремительно несся с горы. Торопливо хватали детей и бегом выносили их на крышу. Спаслись все — потому что здание стояло чуть выше улицы Фрунзе с другого Яра. А вот садик напротив снесло полностью — никто не выжил», — вспоминала медсестра Таисия Капустка.
А это свидетельство учительницы Новгородской:
«Я села в автобус, салон которого был так переполнен, что меня буквально припечатали к задней двери. Проехав немного, автобус застрял напротив стадиона „Спартак“. Вода стала достигать окон машины. Шофёры всех застрявших машин выбирались из них и плыли на противоположную сторону к ограде стадиона. В автобусе стоял страшный крик. Люди осознали, что погребены заживо. И вдруг всё потемнело. На нас шёл вал — сплошная пенящаяся масса какого-то серого цвета. Вал был выше домов и закрывал собой небо. Стоявший впереди меня человек на мгновение рывком раздвинул двери и шагнул вперёд. Я — вслед за ним. Поток сбил меня с ног, но чудом оставшись на поверхности и барахтаясь, я добралась до ограды стадиона. Когда я взобралась на неё, раздался взрыв — автобус, из которого я несколько мгновений назад выбралась, был объят пламенем. Кто-то выбил переднюю дверь, но спаслись только женщина и две девочки. У них сильно обгорели волосы. Остальные пассажиры сгорели заживо».
Трагедию не стали афишировать. Куренёвку окружили внутренние войска, в Киеве отключили междугороднюю и международную связь. КГБ изымал все письма, которые сообщали о событиях. Даже самолеты, которые садились в Киеве и улетали из него, пускали по новому маршруту, чтобы никто не заметил масштабов разрушений. О трагедии сообщили по радио только 14 марта, по официальным данным погибли 150 человек. Независимые историки говорят о полутора тысячах погибших.
Последствия Куреневской трагедии
Ликвидацией последствий аварии занимались всё те же внутренние войска, двое суток без смен — солдат не меняли из соображений секретности. Сначала грязь убирали вручную, потом подогнали технику. Тела погибших, многие из которых были изуродованы ковшами экскаваторов, свозили на территорию Павловской психиатрической лечебницы. Их хоронили на разных кладбищах Киева и области, в заключениях писали разные причины смерти, меняли даты на надгробиях.
В том же режиме секретности несколько киевских должностных лиц приговорили к разным срокам лишения свободы. Председатель горисполкома Алексей Давыдов, по инициативе которого была создана свалка, застрелился (по официальной версии, умер от инфаркта). Открыто о катастрофе начали говорить после 1991 года. Большая часть информации о трагедии и её масштабах стала доступна после открытия архивов СБУ в 2000-е годы.
Радиационная авария на заводе «Красное Сормово»
18 января 1970 радиационная авария произошла на заводе «Красное Сормово» в Горьком (Нижнем Новгороде). На строящейся атомной подводной лодке К-320 самопроизвольно запустился реактор, он работал на запредельной мощности около 15 секунд. Цех и стоявшая на соседнем стапеле лодка К-308 получили значительную дозу радиоактивного заражения. Авария произошла из-за нарушения техники безопасности при строительстве — обе лодки хотели сдать к столетнему юбилею Ленина.
При аварии пострадали 12 монтажников, все они погибли за неделю. По официальной версии, рабочие обварились кипятком. Проблем добавила бюрократическая неразбериха: до сдачи лодка принадлежала заводу-судостроителю и министерству судостроительной промышленности. Министерство было гражданским ведомством, поэтому почти все работы по дезактивации проводили гражданские специалисты. Военные прибыли на завод только через месяц, когда гражданские ликвидаторы уже сбили уровень радиации до приемлемых величин.
Закрытость цеха позволила избежать радиационного заражения местности, но многие сотрудники ушли с завода, не пройдя дезактивационную обработку одежды и не получив медицинской помощи. Через неделю ещё трое рабочих умерли от острой лучевой болезни. Весь персонал завода дал подписку о неразглашении.
В западной прессе информация об аварии появилась 19 января 1970 года — через день после инцидента об аварии сообщило «Радио Свобода». Первые отечественные публикации — в 1995 году, когда с документов по событиям на «Красном Сормове» сняли гриф секретности.
В работах по ликвидации аварии приняли участие около тысячи человек, сейчас в живых осталось чуть меньше трёхсот. Военные ликвидаторы получают повышенную пенсию и льготы, а гражданские специалисты, которые проводили наиболее важные работы по дезактивации, до сих пор получают надбавку около тысячи рублей.
Столкновение над Днепродзержинском
11 августа 1979 года произошла авиакатастрофа: над украинским городом Днепродзержинском (ныне Каменское) столкнулись два самолета Ту-134. Трагедия стала одной из крупнейших в истории авиации, по числу жертв в столкновениях самолётов она занимает второе место в СССР и третье в мире.
Один самолёт выполнял рейс Челябинск–Кишинёв, другой летел из Ташкента в Минск. В Харьковском центре управления, которой координировал этот воздушный участок, на смену в этот день заступил неопытный диспетчер, двадцатилетний Николай Жуковский. Начальник смены Владимир Сумский не стал сам страховать Жуковского и назначил ему в помощники диспетчера Сергеева. Сергеев почти не контролировал работу Жуковского. Ситуация осложнилась тем, что на момент столкновения Жуковский находился на рабочем месте уже шесть часов, а один из воздушных коридоров над Днепродзержинском был забронирован для Константина Черненко, члена Политбюро и будущего генсека, направлявшегося на отдых в Крым.
Жуковский действительно совершил ошибку: увидев, что два борта идут наперерез друг другу, он отдал одному из бортов команду набрать высоту. На линии находились одиннадцать самолётов, и диспетчеры не смогли определить, что команду принял совсем другой борт. Команда Жуковского запоздала и из-за принятого им неверного предположения о скорости движения самолетов.
Сюжет о гибели ФК «Пахтакор» в программе «Намедни» Леонида Парфёнова
В результате в 13:35 борт из Ташкента протаранил самолет, летевший в Кишенёв. Пилоты второго борта погибли сразу, а экипаж рейса из Узбекистана продолжил бороться за жизнь воздушного судна, но из-за сильных повреждений самолет вошел в пике. Погибло 178 человек, 36 из них — дети.
Катастрофу замолчали. Единственное сообщение в прессе — заметка о гибели футболистов ФК «Пахтакор», которые находились на ташкентском борту.
Владимира Сумского и Николая Жуковского приговорили к 15 годам лишения свободы, Сергеев ответственности не понёс. Сумский вышел из тюрьмы через шесть с половиной лет, Николай Жуковский покончил с собой во время отбытия наказания.
Утечка боевого штамма сибирской язвы в Свердловске
В апреле 1979 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) произошли события, которые назвали «биологическим Чернобылем». Из-за нарушения техники безопасности в воздух попал боевой штамм сибирской язвы.
Военно-биологическая лаборатория была создана в 1949 году. Тогда Свердловск был небольшим городом, и лаборатория была на отшибе, вокруг неё рос лес. Свердловск быстро разрастался, и к 1979 году вокруг закрытого городка Свердловск-19 стояли жилые дома и промышленные предприятия. Дома сотрудников лаборатории стояли на огороженной забором территории Свердловска-19.
До сих пор не установлено, когда произошёл выброс. Большинство исследователей предполагают, что ночью со 2 на 3 апреля либо днём 3. 2 апреля техники днём проверяли фильтры на производстве спор сибирской язвы. Смена пришла к выводу, что фильтры негодны и им требуется замена, однако замену не произвели. Непонятно, почему это произошло — возможно, техники забыли оставить запись в журнале, возможно, решили, что фильтры вполне выдержат ещё одну смену, не останавливать же производство. Когда ночная смена заметила, что один из фильтров вышел из строя, споры сибирской язвы распространялись над городом уже около трёх часов.
4 апреля стали поступать первые заболевшие. Сначала их привозили в поликлинику № 24, потом в поликлинику № 20. Всем ставили диагноз «пневмония» — врачи ранее не сталкивались с сибирской язвой, а больные жаловались на боль в груди, симптом пневмонии. Через пару часов скончались первые пять пациентов, и у медиков появились сомнения. Они не знали, с чем столкнулись, и изменили диагноз на «токсическую пневмонию». Среди персонала поликлиник началась паника.
Вскоре всех пациентов с подобными симптомами начали свозить в отдельное крыло больницы № 40. Им уже ставили диагноз «сибирская язва». Скорее всего, персонал лаборатории связался с медиками. Дело осложнялось тем, что у всех больных наблюдалась лёгочная форма сибирской язвы, самая тяжёлая, даже при лечении смертность составляет 40%.
Вскоре в город прибыли дегазационные машины. Вокруг Свердловска-19 начали отстрел бродячих животных, мыли стены домов, перекладывали асфальт. Началась вакцинация населения. Неизвестно, какой тип вакцины использовался, многие привитые жаловались на высокий жар и недомогание. Это и то, что большинство погибших были мужчинами среднего возраста, легло в основу версии, что в воздух попал особый штамм сибирской язвы, поражающий мужчин призывного возраста и разработанный Советским Союзом для применения в качестве бактериологического оружия. В пользу этой версии говорит очень короткий инкубационный период болезни. По официальным данным, заболели 96 человек, 64 умерли.
Для высокой смертности именно среди мужчин существует и более рациональное объяснение, которое выдвинул американский исследователь свердловских событий Мэттью Мезельсон. Оно связано с метеорологической обстановкой в городе. Ветер пронёс споры сибирской язвы через промышленные предприятия, из-за чего и пострадали мужчины на своих рабочих местах в цехах, рядом со Свердловском-19 в сторону окраины, где стояли, в основном, одноэтажные домики. Если бы на пути движения спор находился не частный сектор, а квартал, застроенный многоквартирными домами, жертв было бы гораздо больше. Кроме того, выходное отверстие трубы, через которую споры попали в атмосферу, находилось очень высоко над землей, а сотрудники военного городка и члены их семей были привиты от сибирской язвы. Если бы ветер дул в сторону центра, город мог бы вымереть полностью.
Всех погибших похоронили на отдаленном 15 секторе Восточного кладбища. Там глинистая почва, которая предотвращает размывание могил. Гробы засыпали хлорной известью. Причиной смерти в официальных заключениях у всех указана пневмония.