Курсант факультета топогеодезического обеспечения и картографии Военно-космической академии им. Можайского. В апреле 2017 года был арестован по обвинению в содействии террористической деятельности (часть 1 статьи 205.1 УК, от 5 до 10 лет колонии).
27 октября Осипову переквалифицировали обвинение на часть 1 статьи 30 - пункт "б" части 3 статьи 205 УК (приготовление к теракту, который мог бы повлечь умышленное причинение смерти). По новому обвинению, однако, ему с учетом части 2 статьи 66 кодекса (назначение наказания за неоконченное преступление) также грозит до 10 лет. 30 ноября адвокат группы "Агора" Виталий Черкасов подтвердил переквалификацию дела.
Черкасов добавил, что следствие уже завершено. "Давать более подробную информацию не могу, так как нахожусь под подпиской о неразглашении материалов дела", - сказал Черкасов.
"Ленинградский окружной военный суд рассматривал апелляционную жалобу на решение о продлении ареста курсанта до 8 января. Осипов вины не признает. Сторона защиты просила суд избрать меру пресечения в виде наблюдения командования Военно-космической академии. С учетом новых обвинений суд оставил постановление первой инстанции в силе", - сообщили в объединенной пресс-службе судов Петербурга. Заседание суда прошло 17 ноября.
4 апреля во время занятий преподаватель обнаружил у Осипова листок, в котором был расписан план захвата оружейной. 8 апреля следователь СКР Алексей Суровцев, прикомандированный к Военно-космической академии, возбудил дело. В ночь на 9 апреля курсанта задержали. 10 апреля Петербургский гарнизонный военный суд арестовал Осипова.
Согласно фабуле дела, Осипов "вынашивал экстремистскую идеологию, пытался организовать поджоги и взрывы в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений". Конкретно курсанту вменялась подготовка к захвату оружейной комнаты академии.
Друзья по академии считают, что Осипов неудачно пошутил. "Он постоянно так шутил. Это была его особая манера. Он никогда не шутил с моралью. Всегда был черный юмор. Такой стиль", - сказал один из них.
6 мая РБК опубликовал письмо Осипова министру обороны Сергею Шойгу. Курсант просит "дать команду разобраться и не позволить ошибке сломать жизнь". "Мне больше не к кому обратиться, мама моя умерла, отца я не знаю", - пишет Осипов.
По словам курсанта, изъятый 4 апреля план захвата казармы он нарисовал из-за увлечения историями по разведчиков. Опрашивавший в тот день Осипова оперативник ФСБ заверил его, что содержание беседы никому не станет известным. "Говорил, чтобы я не опасался, он никому не расскажет про наш разговор. Я много знаю историй из книг и фильмов про диверсантов, поэтому стал придумывать разные ситуации, как бы я поступил на месте террористов", - отмечает Осипов.
8 апреля похожий разговор состоялся у курсанта с двумя оперативниками спецслужбы. "Я подумал, что меня вербуют, поэтому старался показать себя в нужном им виде, так как хотел служить после академии в ФСБ. При ответе на вопросы я что-то придумывал, либо вспоминал про случаи из книг и фильмов про диверсантов", - рассказывает курсант.
Осипов также назвал ложными утверждения Суровцева о том, что юноша якобы ездил в Рязань и принял там ислам. Курсант называет себя атеистом и настаивает на том, что никогда не был в Рязани.
Осипов родился в 1998 году в Оренбурге. Отец умер, мать лишена родительских прав. Из ближайших родственников у Осипова бабушка и тетя, но связь с ними курсант не поддерживает. На вопрос, кого уведомить о его задержании, Осипов ответил, что никого оповещать не надо.
Осипов окончил Оренбургское президентское кадетское училище. В 2013 году, в девятом классе, он занял призовое место в училищном этапе всероссийской олимпиады по географии. В 2015 году команда "Степные орлы", в которую входил Осипов, заняла первое место на всероссийском дистанционном конкурсе Минобороны "Путешествие в историю".