Верховный суд опубликовал четвертый обзор практики за 2017 год. В 146-страничном документе, в числе прочего, нашлось место для некоторых уголовных дел, которые рассмотрел Президиум ВС и судколлегия по уголовным делам.
В июне Президиум ВС рассмотрел надзорную жалобу Максима Иващенко*, который просил изменить ему срок наказния. В 2012 году Мособлсуд назначил ему 21 год в исправительной колонии строгого режима за ряд преступлений, в том числе 11 лет за покушение на убийство. В своей жалобе в ВС Иващенко указал, что максимальное заключение в последнем случае не может превышать 10 лет с учетом того, что он активно способствовал раскрытию преступления. Из материалов дела следует, что суд назначил ему более строгое наказание, основываясь на просьбе потерпевшей.
Президиум изменил приговор и разъяснил, что назначение более сурового наказания на основании просьбы потерпевшей неправомерно. За покушение на преступление могут назначить не более трех четвертей от наказания, предусмотренного за оконченное преступление. То есть максимальный срок, который мог получить Иващенко, равнялся 10 годам, а ему по этому составу дали 11 лет. Президиум ошибку исправил.
Кто не может быть понятым?
Шамиля Тирханова* осудили за приготовление к незаконному сбыту наркотиков в составе организованной группы. В качестве доказательств по делу были использована сим-карта, изъятая при понятом Завире Цхаладзе*, который приходится осужденному родственником, что прямо запрещает Уголовно-процессуальный кодекс. Судколлегия по уголовным делам ВС исключила сим-карту из числа доказательств, но не стала изменять приговор, так как в приговоре суд привел другие достаточные доказательства виды Тирханова.
* имена и фамилии изменены редакцией