Один из главных фигурантов "Рашагейта", бывший советник президента Трампа по национальной безопасности генерал Майкл Флинн, возможно, заключил или намерен заключить сделку с правосудием. Сообщившая об этом New Yоrk Times ссылается на четыре независимых источника.
Источники газеты утверждают, что адвокаты Флинна прервали обмен информацией с юристами Трампа. Раньше обмен велся для того, что выработать общую линию защиты. NYT считает это явным признаком того, что Флинн либо начал сотрудничать со следствием, либо ведет переговоры об условиях такого сотрудничества. В таком случае подозреваемому уже не нужно согласовывать линию поведения с другими фигурантами.
Если предположения NYT верны, решение Флинна может стать переломным моментом всего расследования, которое вот уже полгода ведет специальный прокурор Роберт Мюллер. Генерал попал под следствие первым, еще до того, как был назначен спецпрокурор. Из всей команды Трампа он имеет самые продолжительные отношения с российскими должностными лицами. Например, бывшего теперь уже посла России в США Сергея Кисляка Флинн знает дольше, чем Дональда Трампа. Генерал и посол познакомились в 2013 году в Москве, куда Флинн приезжал в качестве начальника Разведывательного управления Министерства обороны США. С Владимиром Путиным он знаком с декабря 2015-го, когда оба сидели за одним банкетным столом по случаю 10-летия RT.
Флинн к тому времени вышел в отставку, открыл в Вашингтоне консалтинговую фирму и был частым гостем ток-шоу телеканала. В числе клиентов Флинна были авиакомпания "Волга-Днепр" и "Лаборатория Каспрского".
29 декабря прошлого года посла Кисляка пригласили в Госдеп и сообщили, что США ужесточают санкции в отношении России и выдворяют 35 российских дипломатов. Вернувшись с этой встречи, посол набрал номер старого друга, которого избранный президент прочил в советники по нацбезопасности. В тот день Кисляк и Флинн созванивались пять раз. Российский МИД обещал симметричный ответ. Но наутро президент Путин с истинно христианским смирением заявил, что ответных санкций не будет, и даже пригласил детей американских дипломатов на елку в Кремль.
Дональд Трамп в Твиттере отозвался об этом решении с похвалой.
Великолепный ход с задержкой (сделанный В. Путиным). Я всегда знал, что он очень умен!
Когда 12 января – все еще до инаугурации – факт телефонного разговора Флинна с послом обнаружился, генерал заявил, что всего лишь поздравлял старого знакомого с Рождеством. То же самое он сказал и допросившим его агентам ФБР. Вследствие необъяснимого затмения бывший начальник Разведупра забыл, что ФБР прослушивает все телефоны посольства. Расшифровка разговора легла на стол директору ФБР Джеймсу Коми и первому заму министра юстиции Салли Йейтс. В конечном счете она стала причиной отставки Флинна уже на 25-й день после назначения.
Джеймс Коми начал по этому эпизоду расследование. Президента Трампа эта тема до такой степени тревожила, что он пригласил Коми на обед наедине и, дождавшись, пока официант выйдет из комнаты, сказал о своем бывшем советнике: "Надеюсь, вы найдете способ оставить его в покое. Он славный малый". Коми не внял просьбе и, в свою очередь, лишился должности.
Спецпрокурор Мюллер усматривает в действиях президента признаки препятствования правосудию. А в деле Флинна накопилось много других эпизодов. Сегодня известно, что он поддерживал регулярный контакт с посольством – и во время президентской кампании, и в переходный период. В начале декабря генерал познакомил в Трамп-башне Кисляка с зятем и ближайшим советником Трампа Джаредом Кушнером. Разговор зашел о Сирии. Посол поинтересовался, нет ли у переходной команды избранного президента защищенного канала связи, по которому российские генералы могли бы изложить свое вúдение ситуации. Кушнер сказал, что такого канала нет, и в свою очередь спросил посла, нельзя ли организовать такой канал на технической базе посольства.
Команда, которая через полтора-два месяца получит в свое распоряжение все мыслимые технологии, просит российское посольство создать для нее защищенный канал связи с российским руководством. Защищенный от мониторинга американских спецслужб. Сергей Кисляк доложил в Москву необычную просьбу – так о ней узнало ФБР.
Но обвинения, которые спецпрокурор готов предъявить Майклу Флинну, на самом деле не имеют ничего общего с Россией. Они касаются лоббистской деятельности Флинна в пользу правительства Турции и связанных с этой деятельностью финансовых операций. Он не жалел красноречия, обличая врагов Анкары и требуя экстрадиции главного врага режима, клирика Фетхуллаха Гюлена, который нашел политическое убежище в США. В это время он уже работал в штабе Трампа, а зарегистрироваться в качестве иностранного агента забыл. Когда он наконец сделал это в марте нынешнего года, оказалось, что за услуги Турции он получил полмиллиона долларов. Тогда же, в марте, бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси выступил с сенсационным разоблачением: генерал и его сын Майкл Флинн-младший брались за 15 миллионов долларов похитить Гюллена и вывезти его из страны, а затем передать турецким властям.
Флинн предлодил Конгрессу и ФБР свои показания по России в обмен на иммунитет от уголовного преследования. Предложение было отклонено. Вместо этого сенатский комитет по делам разведки направил ему повестку, однако Флинн не явился, ссылаясь на пятую поправку – свое право не свидетельствовать против самого себя. И вот теперь, судя по всему, дело приближается к развязке.
Его показания, если он действительно готов их дать, могут стать ключевыми для расследования, главный вопрос которого – имел ли место сговор между избирательным штабом Трампа и правительством России с целью повлиять на результат президентских выборов в США.