В середине дня 17 ноября во Владивостоке пошел первый настоящий снег.
Уже через пару часов город сковали глухие заторы. В 22 часа пробки достигли 10 баллов из 10 возможных, число ДТП приблизилось к 150. Социальные сети заполнили видео с авариями, рассуждения о работе муниципальных служб и просьбы о помощи.
Основные транспортные артерии города оказались полностью заблокированы. Наледь сделала невозможным проезд по многим дорогам города, построенного на сопках, а огромное количество ДТП заблокировало пологие улицы.
Жители, которые выехали с работы около 18ти часов — были дома около 23 часов. Последние участники "Дня Жестянщика" добрались домой только к 04 утра.
Давайте попробуем понять: Почему пару часов снегопада создает в городе режим ЧС? Где были дорожные службы? Почему подобное происходит только во Владивостоке? Как нам избежать этого в будущем?
Владивосток — самый автомобилизированный город России, город победившего правого руля.
По достижении 18ти лет каждый житель считает обязательным получить права и купить свое первое авто, кому то это удается раньше, кому то позже, так или иначе к 25 годам, если у тебя нет авто во Владивостоке — полноценной жизнью жить не выйдет.
Вся инфраструктура ориентированна на автомобилистов.
Новые культурные объекты и жилые районы строятся без учета маршрутов общественного транспорта. Предполагается что любой житель старше 18ти лет, если он здоров, имеет машину.
Если не имеет — пора бы купить, такова логика строителей.
В городе активно уничтожается общественный транспорт. Закрыты практически все трамвайные и троллейбусные маршруты.
До весны 2017 года Владивостокцев немного спасали электрички, но затем был закрыт на ремонт тоннель имени Сталина и пассажирское сообщение с Луговой прервалось.
Муниципальный автобусный парк представлен несколькими маршрутами с новенькими низкопольными автобусами MAN, остальные маршруты частные и "де юре" подконтрольны администрации города, "де факто" же автобусы старые, не комфортные, водители регулярно не соблюдают ПДД и долго простаивают на остановках.
Так же в городе практически отсутствуют выделенные полосы для ОТ и при строительстве новых жилых районов не учитывается вопрос парковки жителей. Как следствие — повсеместно запакованная правая полоса и просто адские условия проезда в ОТ.
Все это просто вынуждает жителей покупать личный авто, и использовать его постоянно, потому что на ОТ либо не доедешь куда нужно, либо ехать будешь пол дня.
Сейчас город подошел к черте. Каждое утро и вечер пробки на несколько часов сковывают основные его магистрали. (Добираться на работу полтора — два часа в городе считается нормой)
17 ноября выпало не так много снега. Не ЧП и не стихийное бедствие, но прибавьте сюда инфраструктурные проблемы города и вы получите практически катастрофу. Это мы с вами и наблюдали вечером и ночью в пятницу.
Так же хочется вспомнить о автомобилистах, которые теперь ищут в соц сетях виновников ДТП в надежде получить копеечную компенсацию от страховых. Огромное количество авто на дорогах в пятницу были на летней резине. Люди безответственно относятся к содержанию своих стальных коней, надеятся на "авось" и элементарно экономят деньги, закупая б/у колеса на шиномонтажках.
Человек — покупая авто во Владивостоке, не думает о том как он будет его содержать, куда парковать, чем заправлять. Важно купить — а там само сладиться. Ситуация когда менеджер живет в съемной гостинке в спальном районе города и питается дошираком, паркуя свой кредитный приус на тротуаре под окном — обычное дело.
Ну и откуда у такого деньги на резину?
Продолжая тему владельцев авто скажу: жители города за 2 недели знали о грядущем снегопаде, сообщение повторялось утром 17го числа.
МЧС просило не выезжать в пятницу на личных авто, но ОТ во Владивостоке это неудобный и абсолютно не выполняющих своих функций транспорт, поэтому выбора у людей не осталось.
Давайте попробуем понять: кто виноват в случившимся коллапсе?
Муниципальные службы к 15:40 отчитались, что техника вышла на улицы (напомню, к этому времени город уже стоял в восьмибалльных заторах и доехать куда либо техника просто не могла).
В 20 часов я вышел из офиса на ф.Заря и задумался как мне добраться до дома в районе б.Тихой.
Автобусов нет, если какие то и остались — они стоят в пробке и до меня не доедут. Авто нет, осталось идти пешком или пробовать поймать такси, смирившись с многочасовым стоянием. Через 50 минут поисков мне удалось найти свободный автомобиль, который стоял в пробке на Академ.городке, кстати ценник был всего на 100 р дороже чем в обычный час пик, Спасибо Яндекс
Мы созвонились с водителем, решили что я его дождусь и я начал ждать. Такси приехало ко мне только через час - пробка.
Домой (через центр города) я добирался 3 часа 19 минут, обычно доезжаю за 1,5 часа (по прямой)
Вывод из этого очень простой: городская инфраструктура не предназначена для такого количества автомобилей.
Абсолютное отсутствие скоростного, комфортного и вместительного общественного транспорта вынуждает людей покупать автомобили, использовать их даже на короткие дистанции.
Отсутсвие подземных паркингов и разрешенная парковка вдоль обочин создает помехи для движения на дорогах, пешеходам места нет вообще — тротуар перманентно запаркован.
Работа муниципальных служб не скоординированна, техника к снегопаду не готова.
Для того чтобы в будущем избежать подобного нам нужно полностью пересмотреть свое видение городской инфраструктуры.
В первую очередь приоритет должен отдаваться пешеходам и маломобильных гражданам. Городская среда должна стать безбарьерной и удобной для всех жителей без исключения, чтобы людям не приходилось покупать авто для поездок за 5 км на работу.
При постройке новых зданий обязательно проектировать подземные паркинги, на достаточное количество машиномест.
Запретить парковку вдоль тротуаров, совсем. Организовать выделенные карманы для парковки на несколько авто, сделать такую парковку платной, ужесточить контроль ДПС за парковкой и нарушением правил парковки — поднять штрафы.
Восстановить сеть комфортного и экономичного общественного транспорта, трамваи, троллейбусы, автобусы по выделенным полосам. Ужесточить контроль за движением по этим полосам (ОТ и желтые такси)
Необходимо сделать так, чтобы людям было выгодней и комфортней ехать в центр на ОТ, потому что наш центр с исторической застройкой, абсолютно не предназначен для такого потока авто.
Большегрузы в порт должны идти по объездным дорогам, заезд на океанский проспект, проспект 100-летия Владивостока, Светланскую, Луговую необходимо (после постройки объездных) запретить.
Часть центра должна стать пешеходной, с трамвайными линиями, велодорожками, проездом для такси и общественными пространствами (По линии Лазо-Покровский парк-ЖД вокзал)
Перед подобными снегопадами техника должна быть рассредоточена по городу заранее и с появлением первых признаков снега — начинать работу.
Только делая город комфортным для ЛЮДЕЙ мы сможем сделать его комфортным (парадоксально да?) Делая город ДЛЯ МАШИН — мы так и будем коллапсировать, только с каждым годом, это будет все страшнее и хуже.
И очень хочется верить что в скором времени к власти в нашем городе придут люди с прогрессивным мышлением и огромным желанием изменить ситуацию, а не зашоренные номенклатурные консерваторы, которые смеются читая этот текст.
Возможно я излишне идеализирую, но посмотрите на опыт наших Европейских соседей, развивая городскую среду для пешеходов из транспортных кризисов успешно вышли почти все страны Европы!
До нас — очень долго доходит.