. Проект созданного по инициативе Владимира Путина Общероссийского народного фронта «Народная оценка качества» выявил, что официальная система контроля качества, к сожалению, не стала эффективным инструментом обратной связи между гражданами и государством, а ее результаты не приводят к повышению качества работы поликлиник и других медучреждений. Подробности – в материале ФедералПресс.
«Нет ничего хуже, когда система обратной связи не работает, – говорит координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Климов. – Задача нашего проекта проверить, как работает эта система и нет ли у нее сбоев. Поликлиники – одна из самых массовых сфер, да и из всех объектов социальной сферы – это самая обсуждаемая на сегодня тема».
По словам Виктора Климова, несколько месяцев существования этого мониторингового проекта показали, что во всех регионах страны люди жалуются примерно на одни и те же проблемы. «Жалобы, приходящие на наш сайт, и наши рейды показывают примерно одно и то же, – говорит координатор проекта. – Почти половина из опрошенных нами людей считает, что «сложно попасть на прием к врачу и на обследование». То есть волнуют людей проблемы доступности медицинской помощи. Второе – «некомфортные условия пребывания и плохие санитарно-гигиенические условия» в поликлиниках. Беспокоятся из-за элементарных условий комфорта – лавочек и др. Третье – гражданам навязывают платные услуги и вынуждают покупать шприцы, перевязку, перчатки, бахилы. Также серьезной проблемой можно назвать то, что людей консультируют в «часыпиковые» нагрузки вместо того, чтобы как-то грамотно маршрутизировать прием пациентов. Человек два месяца не может попасть на УЗИ, а ему говорят при этом: приходите после обеда, пожалуйста, за деньги».
Как отметил в ходе пресс-конференции в Москве, посвященной проекту «Народная оценка качества» Виктор Климов, по большей части при обсуждении выявленных проблем фигурирует одно и то же оправдание: «У здравоохранения нет денег». «В качестве ответа нам почти всегда этот фактор предъявляют как проблему номер один. Но всегда ли это так, что все проблемы именно из-за этого, – отмечает координатор. – А может быть, дело ли в управленческой составляющей? И не прячут ли свои ошибки руководители поликлиник за фразой о недофинансировании?».
С целью решения проблем, на которые жалуются граждане, ОНФ предлагает соответствующим министерствам создать управленческие «образцы» в сфере оказания социальных услуг населению и механизм их тиражирования и на основании этого опыта разработать управленческие стандарты для учреждений социальной сферы.
«В стране действительно есть нехватка средств, это так, но все же нередко причина плохого обслуживания граждан заключается именно в некомпетентном менеджменте, – убежден член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Министерстве здравоохранения РФ Николай Дронов. – Вот почему воспитание специалистов-управленцев – задача ближайшего будущего».
Ведь есть же примеры, когда в условиях дефицита возможностей врачи, радеющие за свое дело, демонстрируют хорошее качество обслуживания, подчеркивает Дронов.
«Данные, собранные нами, показывают, что деятельность поликлиник граждане оценивают на уровне 3,6 баллов, – отмечает другой координатор проекта «Народная оценка качества» Виктор Рожков. – Мониторинг за более чем десятью тысячами поликлиник подводит нас к средней оценке на уровне трех и ниже баллов».
«Конечно, мы все делаем для того, чтобы создать систему, работающую на благо граждан, но от проблем до конца уйти пока невозможно, – полагает помощник Министра здравоохранения РФ Ирина Андреева. – Главные две из них: недостаточное информирование граждан о тех возможностях, которые гарантируются государством в части оказания бесплатной медицинской помощи. Вторая проблема: неправильная и неэффективная организация процесса маршрутизации пациента – с момента его первого обращения до запланированного результата, которого необходимо добиться. На двери кабинетов не должно висеть объявлений типа «офтальмолог в отпуске», а должно быть написано о том, в какой медорганизации пациентом готовы заняться. Необходима правильная организация процесса работы в поликлиниках. Однако то, что кадров не хватает, – факт».
Корреспондент «ФедералПресс» попросил координатора «Народной оценки качества» Виктора Климова увязать стремление ОНФ к лучшему качеству и недавнее заявление президента Путина (лидера ОНФ) в нечто единое. Напомним, что на днях президент страны по сути впервые заявил о желательности софинансирования в социальном секторе. Глава государства предложил подумать о том, какая медицинская помощь должна оказываться бесплатно, а какая – с привлечением софинансирования (то есть денег самих граждан, которых у них в общем-то нет, – авт.), поскольку «человек должен понимать свою ответственность за собственное здоровье».
«Нельзя дальше жить с философией «делаю, что хочу, а случись чего, государство должно мне помогать при любом раскладе, – объяснил призыв президента страны Виктор Климов. – То есть потребительской и иждивенческой психологии быть не должно, так как эта система в реальности не бесплатная. Она страховая. Это означает, что мы все с вами вместе скидываемся на эту систему и потребляем из этой системы ресурсы. Поэтому нужно и дальше трансформироваться в этом направлении – государству нужно стимулировать ответственность граждан за свои действия».