27 октября Ростовский областной суд вынес новочеркасскому бизнесмену Юрию Осипенко приговор в апелляционном порядке: изменить меру наказания с 9 лет лишения свободы до 8 лет 9 месяцев со штрафом 1 миллион рублей. С учетом того, что предприниматель находится в СИЗО уже 7 лет и 5 месяцев, ему остается пробыть в изоляции еще 1 год и 4 месяца.
Напомним, в 2008 году Юрий Осипенко проходил свидетелем по делу о хищении денег у пайщиков кредитного кооператива «Инвестор-98», по сути, пирамиды. В 2009 году его перевели в разряд обвиняемого и в отношении него завели уголовное дело, а в 2010 году поместили в СИЗО. Более чем через 6 лет суд признал ошибочной ст.159, и сегодня предприниматель осужден по ст.160.
– Я считаю, что как рассмотрение всего дела, так и апелляционное разбирательство шло с грубыми нарушениями уголовно-процессуального закона и Конституции, что не позволило суду принять справедливое решение, – прокомментировала адвокат бизнесмена Наталья Масалова. – Безусловно, защита будет обжаловать как сам приговор, так и это апелляционное решение в кассационном порядке.
По мнению мамы предпринимателя Ларисы Осипенко, такое решение не правосудно, потому что судом не исследовались бухгалтерские и кассовые документы, которые могли бы стать стопроцентным доказательством его вины или, наоборот, невиновности.
– Нужно было доказывать, что он виновен, а этого не сделано, и задачи, видимо, такой не стояло, – сказала она. – Я лично считаю его не виновным, и к моему мнению присоединяются эксперты и правозащитники, назначенные президентом. Сейчас у меня нет слов, пустота в душе. Я знаю только одно: он ничего не брал.
Лариса Осипенко также отметила, что все судебные заседания отличались агрессивностью и обвинительным уклоном в отношении Юрия. Суд, по ее мнению, с самого начала поддерживал только позицию Галины Черенковой, что Лариса Осипенко объясняет коррупционной составляющей. Галина Черенкова в отличие от Юрия Осипенко, который никакого отношения к кооперативу не имел, занимала там руководящую должность. Она же заключала договоры с потерпевшими, но во время следствия находилась под домашним арестом. Вынося приговор, суд счел этот срок отбытым ею.
Ранее, в выступлениях в прениях, было зачитано заявление (есть в распоряжении редакции) за подписью 12-ти потерпевших. В нем, в частности, говорится: «Заключая договор в «ИН-98» и будучи пайщиками, мы никогда не слышали фамилии Хохлачева, Геращенко, Приймак, Осипенко. Мы иногда слышали фамилию Федорцов и постоянно слышали фамилию Черенковой. Это она собирала нас на многочисленные собрания, она обещала нам «золотые горы». ‹…› Поэтому большинству пайщиков непонятно, почему директор, финансовый руководитель кооператива Черенкова находилась под домашним арестом, а заемщики за решеткой? По логике, должно быть наоборот. По нашему мнению, не Осипенко, а Черенкова – главная виновница, присвоившая личные сбережения 10 тысяч обманутых пайщиков, должна быть заключена под стражу и понести самое суровое наказание по всей строгости Закона!».
– По моему мнению, судья Стешенко сделал все возможное, чтобы закрепить версию Черенковой, разработанную для ее защиты и ухода от реальной ответственности, – говорил в своем последнем слове в апелляции Юрий Осипенко. – Это привело к нарушению как прав подсудимых, так и потерпевших. Таким образом, был произведен перенос вины для смягчения наказания с виновного лица на невиновное. За что я был наказан? За то, что кто-то создал виртуальную схему, произвел попытку переноса вины, кто-то другой с этим согласился, а я потерял почти 8 лет жизни, здоровье и предприятие.
Родственники и защита предпринимателя Юрия Осипенко будут подавать кассационную жалобу и готовы дойти до Верховного суда. По словам Ларисы Осипенко, если не получится в родной стране добиться правосудия, им придется обратиться в Европейский суд.
По остальным участникам процесса суд принял следующие решения: Александру Федорцову смягчить наказание (меньше на 2 месяца) и назначить 11 лет 4 месяцев, Галине Черенковой – 6 лет 10 месяцев (ранее было 7 лет, которые зачтены как отбытые), Людмиле Приймак – 5 лет 9 месяцев условно (как и прежде), Нелли Хохлачевой – 6 лет 9 месяцев (срок наказания истек в прошлом году).