Заключенные ИК-5 в Орловской области массово вскрыли вены из-за избиений и пыток электрошокером, об этом сообщается в фейсбуке Олега Навального, отбывающего наказание в этом учреждении.
Согласно сообщению, в колонию приехал спецотряд ФСИН, который проводил обыски, «выразившиеся в беспричинном разбрасывании и попытке к хищению незамысловатого зэчьего скарба».
«Впрочем, некоторые зэки пострадали значительнее сильней: в помещениях камерного типа на осужденных, видимо, решили потренировать сотрудников, поэтому электрошокеры и палки резиновые там применяли щедро. В попытке остановить произвол зэки массово вскрыли себе вены, но это не помогло. Избиения продолжили, а медпомощь если и оказали, то только на бумаге», — говорится в записи.
Ранее в октябре об избиениях в колонии писали «Кавказ.Реалии». Заключенные передали, что в 20-х числах сентября в помещения камерного типа ворвались силовики в масках, которые стали избивать осужденных. Утверждалось, что ими командовал начальник оперативной части Юрий Афанасьев.
«[Избивавших] было человек 40–50, в масках, без опознавательных знаков. Они залетели в БУР (барак усиленного режима, раньше так называли ПКТ — МЗ) и сломали всех пацанов, там человек 30 [заключенных]. Видя такое, другие [заключенные] вскрылись, а опер управы Афанасьев Юрий Юрьевич, который был во главе этого, сказал: "что вы тут своей кровью пачкаете"», — приводило издание слова бывшего заключенного ИК-5, который поддерживает связь с осужденными, остающимися в учреждении.
В пресс-службе управления ФСИН по Орловской области избиения отрицают. Утверждалось, что в тот период на территории колонии проходили «плановые тренировочные мероприятия, штабные учения, которые ежеквартально проводятся для сотрудников колоний».
«Все происходило в штабе, на административной части учреждения, вдали от [режимной территории]. Никто не заходил непосредственно на территорию колонии, никто никого не бил, иначе это было бы уже во всех СМИ, об этом знал бы уполномоченный по правам человека. Никаких жалоб от осужденных не поступало», — цитировали «Кавказ.Реалии» ведомство.
ИК-5 дважды упоминалась на сайте ведомства в третьей декаде сентября: 25 числа ведомство распространило пресс-релиз о прошедшем родительском дне, а 28 — рассказало о прошедшей лекции на тему «Порядок обращения и оказания социальной помощи освободившимся из мест лишения свободы».
В 2015 году московский предприниматель Максим Быков, отбывавший наказание в орловской ИК-5, подробно рассказывал «Медиазоне» об этом учреждении.
«Раз в три месяца там еще такой аттракцион — в лагерь запускают спецназ ФСИН. Это такие ребята, которые надевают костюмы черепашек ниндзя, начинают громко и страшно на всех кричать, махать дубинками. Жестких травм обычно не бывает, ну так, прилетает дубинкой… Смысл мероприятия в том, чтобы не забывали, кто тут хозяин. Были у нас такие два персонажа — пухленькие ребята, героиновые наркоманы. Пониже меня ростом, хотя я сам невысокий. Они как-то случайно попали под раздачу, им сильно досталось. Написали жалобы в прокуратуру. В итоге, дело обратили так, что они сами чуть ли не ворвались в отдел безопасности», — говорил Быков.
Олег Навальный — брат оппозиционера Алексея Навального, в декабре 2014 года его приговорили к трем с половиной годам лишения свободы по «делу "Ив Роше"», признав виновным по статье 159.4 УК (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности). В ИК-5 его признали «злостным нарушителем», полтора года он провел в одиночной камере.