Конституционный суд России (КС) в четверг рассмотрел в открытом заседании нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК), позволяющие прокуратуре вмешиваться в процесс реабилитации граждан, незаконно подвергнутых уголовному преследованию, передаёт корреспондент РАПСИ из зала суда.
Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба предпринимателя Максима Бондаренко. Следственные органы обвиняли его в совершении нескольких преступлений. Заявитель сообщил, что в августе 2009 года Октябрьский районный суд Краснодара его оправдал, правоохранительные органы оспаривали это решение, но, в конце концов, в 2012 году уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления, и за ним было признано право на реабилитацию.
Адвокат заявителя Валентина Леонидченко рассказала, что Бондаренко обратился в суды с заявлениями о возмещении материального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием. "Процессы шли почти три года, но в 2015 году прокурор вынес постановление о возобновлении уголовного преследования Бондаренко и представил его в судах, которые, даже не вызвав заявителя на заседания, отказали ему в удовлетворении требований. Мы считаем, что таким образом право на реабилитацию целиком поставлено в зависимость от прокуратуры — органа, осуществляющего уголовное преследование", — пояснила адвокат. По её словам, это ведет к неравенству участников судебного процесса, что противоречит Конституции РФ.
Как уточнил второй представитель заявителя Борис Алексеюк, случай с Бондаренко не единичный в Краснодарском крае. "Получается так, что представители Министерства финансов РФ при поддержке прокуратуры экономят государственные средства. Как только гражданин, имеющий право на реабилитацию, подает иск о возмещении материального вреда за незаконное уголовное преследование, прокуратура сразу возобновляет прекращенное уголовное дело", — пояснил адвокат.
Сам Бондаренко, который выступил после своих представителей, заявил, что он принципиально дошёл до Конституционного суда РФ. "Я борюсь с произволом, который творится в Краснодарском крае. Я добиваюсь своей реабилитации. Я дипломированный бухгалтер и аудитор, но мне не найти работу, поскольку в анкетах стоит вопрос, производилось ли в отношении вас уголовное преследование. Да, производилось по 159 статье Уголовного кодекса РФ, но я не был осужден. Но работодателей это не волнует. А бизнес мне не открыть. У меня описано все имущество, во все банки приставы дали информацию об этом уголовном деле, и мне нигде не дают открыть счет. У меня долги перед банками, я должен их возвращать, меня донимают коллекторы, но у меня нет средств их вернуть, и я просто хочу получить возмещение морального вреда, причиненного мне государством", — сказал заявитель.
Генеральная прокуратура РФ в своём отзыве на заявление Бондаренко сообщила, что он является директором ООО "Фонд", и обвинялся в мошенническом завладении денежными средствами краснодарского филиала банка "Возрождение" и "Импексбанка", а также в их легализации. "Когда уголовное преследование Бондаренко было окончательно прекращено, прокурором Западного округа Краснодара ему были принесены официальные извинения. Считаем, что нет оснований для признания оспариваемых норм неконституционными", — пишет Генпрокуратура. На этот отзыв Бондаренко возразил, что ему до сих пор никто не приносил никаких извинений.
Представитель Государственной думы РФ в КС РФ Татьяна Касаева также отметила, что оспариваемые нормы соответствуют Конституции РФ. "Проблема заявителя подлежит решению в судах общей юрисдикции", — сказала Касаева.
Представитель Совета Федерации РФ Андрей Клишас высказал позицию, что произвольное возобновление уголовного дела, в том числе многократное его возобновление по одним и тем же основаниям недопустимо. "Дополнительной гарантией соблюдения прав реабилитированных граждан могло бы стать установление срока в течении которого возможна отмена постановления следователя о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Но сами по себе оспариваемые положения не нарушают конституционные права", — пояснил Клишас.
Представитель президента РФ в КС РФ Михаил Кротов считает, что нужно прекратить конституционное производство по жалобе Бондаренко. "Процесс судебной защиты ещё не завершен. Заявитель ещё оспаривает отказы в возмещении морального вреда. Доводы заявителя несостоятельны и не относятся к компетенции КС РФ", — заявил Кротов.