Европейский суд по правам человека постановил, что Россия должна выплатить €14 тыс. Станиславу Дмитриевскому — одному из первых россиян, осужденных по статье 282 УК (разжигание ненависти либо вражды).
В середине 2000-х Дмитриевский был главой «Общества российско-чеченской дружбы», которой отслеживало нарушения прав человека на Северном Кавказе, и главным редактором нижегородской газеты «Право-защита».
В 2004 году издание опубликовало обращения лидеров чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева и Аслана Масхадова, которые обвиняли руководство России в развязывании войны и террора в Чечне. Нижегородская прокуратура нашла в этой статье призывы к насильственному свержению власти. В январе 2005 года против Дмитриевского было возбуждено уголовное дело о призывах к экстремистским действиям (ст. 280 УК), в дальнейшем переквалифицированное в разжигание ненависти либо вражды (ст. 282 УК). В феврале 2006 года Советский районный суд Нижнего Новгорода приговорил его к двум годам условно с испытательным сроком в четыре года.
В том же году Дмитриевский обжаловал решение в ЕСПЧ. Он заявил, что российские власти нарушили его свободу выражения мнения, а также право на справедливый суд и эффективные средства правовой защиты. По его мнению, власти пытались помешать объективному освещению конфликта в Чечне.
Страсбург не увидел в публикациях Дмитриевского признаков экстремизма. В ЕСПЧ напомнили, что ограничения на политические высказывания «должны быть жестко обоснованы». К тому же в материалах газеты нападкам подвергалось не частное лицо или социальная группа, а правительство. «… то, что заявления сделаны людьми, которые считаются преступниками, не оправдывает вмешательство в свободу выражения мнения тех, кто публикует эти заявления», — утверждают в ЕСПЧ.
Суд рассматривал обращение Дмитриевского 11 лет. Как рассказал РБК руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков, это первое решение по уголовному делу об экстремизме в России, и оно будет служить прецедентом. «Это очень важное решение. ЕСПЧ детально проанализировал ситуацию, личности авторов обращений и заявителя, проанализировал тексты и прямо сказал, что там не было никаких призывов к насильственным действиям и что была избыточная реакция со стороны властей, явно непропорциональная ситуации. Суд очень много ссылается на свои решения по делам против Турции, потому что именно в них были сформированы стандарты ЕСПЧ в вопросах, связанных с экстремизмом. И впервые Страсбург перенес эти стандарты на дела против России», — пояснил Чиков.