В опубликованном меморандуме Комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс рекомендует российским властям в сотрудничестве с национальными структурами по правам человека тщательно пересмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую проведение публичных мероприятий, и привести ее в соответствие с международными стандартами.
«Законодательство Российской Федерации о свободе собраний было значительно ужесточено в последние годы, — отмечает Комиссар. — Власти отклоняли большое количество заявок на проведение публичных мероприятий. За последний год было задержано множество участников акций протеста, даже если они не совершали противоправных действий; возросла нетерпимость к „несанкционированным“ мероприятиям, которые проводятся даже с малым количеством участников, а также к одиночным пикетам. Это противоречит обязательствам России в рамках Европейской конвенции по правам человека и ослабляет право на свободу собраний, также закрепленное в Конституции России».
В меморандуме Комиссар указывает на то, что в последние годы в стране ограничивается право на свободу собраний, особенно право организаторов самостоятельно выбирать место проведения и характер публичных мероприятий. Уведомительная процедура, которая и раньше толковалась в ограничительном ключе, сейчас для многих критиков политики государства превращается в фактическую обязанность получать разрешение властей на проведение публичного мероприятия. Вместе с тем законодательные поправки сильно ужесточили и без того суровые наказания, которые теперь широко применяются на практике.
Для исправления ситуации Комиссар рекомендует включить в законодательство четкие нормы, устанавливающие презумпцию в пользу проведения публичных мероприятий, и создать надлежащие механизмы и процедуры, гарантирующие реализацию свободы собраний на практике, без неправомерного бюрократического регулирования. Он также подчеркивает необходимость внесения в нормативно-правовую базу дополнительных положений, регулирующих проведение спонтанных и одновременных собраний.
Меморандум подготовлен с учетом недавних постановлений Европейского суда по правам человека и информации из различных источников: публичных заявлений национальных структур по правам человека в Российской Федерации, представителей местных органов власти, а также материалов, предоставленных адвокатами и правозащитниками.