В Краснодарском крае и Адыгее погибли реликтовые самшитовые леса — их почти полностью уничтожили гусеницы бабочки-огневки. Экологи утверждают, что экологической катастрофы можно было избежать, но чиновники бездействовали.
Самшит колхидский — реликтовое растение, которое пережило ледниковый период, пишет «Коммерсантъ». В дикой природе вид сохранился на Кавказе, в Абхазии, Грузии и Турции.
Как рассказал директор WWF России Игорь Честин, при подготовке к сочинской Олимпиаде 2014 года было вырублено более 23 гектаров самшита колхидского. Деревья мешали строительству дороги на Красную Поляну. В 2012 году в ходе акции «Зеленый марафон» для благоустройства олимпийской деревни высадили саженцы другого вида — шарообразного самшита вечнозеленого. Их привезли из итальянского питомника.
Осенью того же года на саженцах специалисты Сочинского нацпарка заметили гусениц самшитовой огневки, которую раньше в этих местах не встречали. Был составлен акт об обнаружении вредителя с требованием сжечь саженцы. Но позже выяснилось, что дорогой посадочный материал лишь обработали от вредителей и высадили в природу.
В 2013 году в разных городах юга России — в парках и скверах Сочи, Геленджика, Новороссийска, Краснодара, Грозного — самшит начал засыхать. Через год вымерли деревья Хостинской тисо-самшитовой рощи. Директор регионального отделения WWF России «Российский Кавказ» Валерий Шмунк заявил, что на тот момент бабочку можно было остановить — для этого территорию нужно было обработать пестицидами. Но сделать это было невозможно из-за того, что самшит преимущественно растет в особо охраняемой зоне или рядом с водой. Закон в этих местах запрещает распылять химию.
Замглавы Сочинского нацпарка по научно-исследовательской работе Борис Туниев рассказал, что руководители особо охраняемой территории просили Минприроды сделать нужные поправки в закон или ввести в регионе режим ЧС, чтобы истребить гусениц в обход закона. Но ничего из этого не было сделано.
Экологи и ученые подчеркивают, что бабочка-огневка попала в Россию из-за того, что Россельхознадзор плохо проконтролировал ввоз растений. Более того, самшитовую огневку до сих пор не включили в карантинный список.
Когда бабочки уничтожили 500-летний самшитник в Адыгее, атаковали Абхазию и Грузию, российские лесники решили бороться с вредителем биологическим оружием. В 2016 году в Цицинском лесничестве Адыгеи они выпустили китайского эулофида — мушку, откладывающую яйца в куколки других насекомых, которые затем погибают. Но численность огневки удалось сократить лишь наполовину.
Сейчас в России осталось четыре участка самшита — три в Адыгее и один в Краснодарском крае. Минприроды Краснодарского края планирует создать питомник в одном из высокогорных районов, где огневка не выживет. Затем самшит высадят в места обычного произрастания. Но деревья растут крайне медленно — на два-три метра за 70 лет. Учитывая, что в уничтоженных гусеницами самшитниках деревья достигали более десяти метров, на их восстановление понадобится не одна сотня лет.