Мы продолжаем тему разговора об экологии, в частности, о пользовании арендаторами водоемов Алтая. Этот материал – продолжение рассказа о том, как арендуют озеро Тальмень (Тайменье) в Горном Алтае. Читатель уже знаком со сложной ситуацией на этом красивейшем водоеме региона. Еще осенью 2015 г. в газете «Постскриптум» и на портале «Хан-Алтай» мы рассказали о том, что озеро было взято в аренду; помимо традиционно живших в нем хариуса и налима дополнительно зарыблено другими видами, а рыбалка стала платной на все виды рыб. Это многим стало не по карману, к тому же люди не понимали, почему должны платить за рыбу, которая исчезла, а в озере остался лишь хариус, и тот стремительно мельчает. Ко всему этому общественность начали беспокоить вопросы изменения экологии озера. Поменялась ли ситуация за последние два года, и каково положение дел на озере сейчас?
Что было сделано общественностью?
Серия публикаций 2015 года, к сожалению, не привлекла внимания правоохранителей и не послужила поводом к проверке обнародованной информации. Хотя в публикациях открыто было указано на противоправные действия арендатора в отношении посетителей озера. Общественность и журналисты при активном участии сети «Так-так-так» в мае-октябре 2016 года провели свое общественное расследование и отыскали ряд нарушений водного законодательства РФ на озере Тальмень. Результатом расследования стало обращение 16 ноября 2016 года в Горно-Алтайскую межрайонную природоохранную прокуратуру с требованием провести проверку указанных фактов и принять меры прокурорского реагирования к виновным.
В июне 2017-го вышли новые публикации в ряде периодических изданий – таких, как «Постскриптум», «Уймонские вести», «Алтайдын Чолмоны». Проблема была показана на сайте правозащитной сети «Так-так-так» по итогам журналистского расследования, в которой были указаны конкретные факты нарушения природоохранного законодательства и причастное к этому ОАО «Инрусинвест», являющееся арендатором озера и части его побережья.
Урны всех уровней
В ходе своего расследования журналисты столкнулись с тем, что органы власти, которые должны были бы контролировать ситуацию, фактически устраняются от нее либо сознательно что-то скрывают. Очень оперативно на заявление журналистов среагировала первая инстанция – природоохранная прокуратура. В своем ответе они поставили газету «Постскриптум» в известность, что материалы общественного расследования ими переданы для рассмотрения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений РА, теоретически сняв с себя ответственность в этой ситуации. Впрочем, в Минприроде РА давно известно о том, что происходит на озере, и они «отписывались» от нее еще в 2015 году.
Еще одним доказательством беспечности властей служит то, что на озере до сих пор не установлены границы береговых линий. Об этом написала Горно-Алтайская природоохранная прокуратура в ответе на один из журналистских запросов. Пока не установлены эти границы, расположение базы отдыха, именуемой «Рыбопромысловый участок № 148», двух бань и коттеджа, построенных в непосредственной близости от воды, не противоречит закону. С нарушением поставлены лишь два причальных пирса на озере. Прокуратура неоднократно вносила представления об устранении этих нарушений в адрес республиканского МПР, но – увы, увы...
Как можно объяснить, что Верхнеобское управление Росрыболовства и МПР Республики Алтай категорически отказались предоставить журналистам договоры аренды озера и части его побережья, сославшись на Закон о персональных данных. После неоднократных попыток мы получили лишь типовые незаполненные бланки договоров без привязки к объектам. Впрочем, проиграв в суде иск журналистов, Верхнеобское управление Росрыболовства все же предоставило этот договор. Именно в нем отражены ряд условий аренды оз. Тальмень, которые сейчас нарушаются. Работа на опережение?
Вплоть до мая 2017 г. ни одно ведомство более не поспешило унять интерес журналистов к результатам проверки, порученной природоохранной прокуратурой Министерству природных ресурсов РА. Лишь после запроса 17 мая 2017 года министр А.Алисов ответил, что в соответствии с утвержденным планом работники ведомства провели проверку деятельности ОАО «Инрусинвест» на оз. Тальмень 29–30 июня 2016 г. и никаких нарушений не выявили. Видимо, очередная отмазка, поскольку в материалах журналистского расследования было указано, что нарушения на озере были обнаружены 20–24 июля 2016 года, то есть месяцем позже.
Спустя несколько дней, только после обращения журналистов, ответила и прокуратура РА: «По Вашему обращению, поступившему из Горно-Алтайской меж районной природоохранной прокуратуры, сообщаем, что обращение главного редактора еженедельника «Постскриптум» от 16.11.2016 о нарушениях природоохранного законодательства в деятельности арендатора лесного участка ОАО «Инрусинвест» 23.11.2016 г. было направлено для рассмотрения в соответствующий государственный орган экологического надзора и лесного надзора – Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай. По информации и. о. министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 19.12.2016, в отношении ОАО «Инрусинвест» в июне прошлого года была проведена плановая проверка, в результате которой нарушения лесного и природоохранного законодательства не установлены».
При этом ответ на обращение главному редактору газеты, несмотря на указание природоохранного прокурора, министерством не направлялся. В связи с чем прокуратурой республики 19.05.2017 министру природных ресурсов, экологии и имущественных отношений РА внесено представление об устранении нарушений закона. О результатах рассмотрения представления предлагалось узнать в прокуратуре республики по истечении месяца со дня внесения представления. Дело об административном правонарушении в связи с ненаправлением ответа заявителю на обращение не возбуждалось по причине пропуска срока давности привлечения к административной ответственности.
Мы считаем, что эта работа проведена не только формально; прокуратура даже не учла то, что Минприроды попросту отмахнулось от проблемы и не провело объективной проверки. Чем занимались специалисты лесного хозяйства на озере в течение 15 часов (судя по акту проверки), комментировать отказались. Из акта проверки понятно лишь, что журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, отсутствует.
Как быть в данной ситуации? - задали мы вопрос в прокуратуру Республики Алтай. «Попробуйте написать заявление еще раз», – посоветовали в ведомстве. Это будет уже третья попытка достучаться до властей, а может, третий порочный круг, где наши чаяния власти вновь бросят в урны для ненужных бумаг. И все же заявление и материалы будут предоставлены, но теперь в более высокие инстанции.
А тем временем…
Еще один нелицеприятный инцидент произошел на озере Тальмень совсем недавно. Семеро местных ребят с соседствующих с озером скотоводческих стоянок утром 22 июня 2017 года на лошадях приехали к озеру. Они привезли барана, которого хотели обменять на спиртное у отдыхающих. Обратились к Александру Чайке, который денно и нощно работает смотрящим на озере. Ребята заранее подозревали, что сделка с обменом барана может и не состояться, но все же попытались договориться и… получили стремительный отпор.
«Здесь вам не магазин, прочь с моего озера, чтобы глаза вас не видели», – примерно такую тираду они услышали в ответ. Зашел разговор о рыбалке, и тут прозвучал готовый ответ: «Сто рублей за килограмм пойманной рыбы», и никак иначе, а то, что запущенная рыба давно выловлена и продана, неважно. Хариуса, который всегда водился в озере, лично А.Чайка и ОАО «Инрусинвест» тоже как бы сами выращивают и лелеют. Смотритель озера кричал, мол, проваливайте с озера, я тут хозяин навсегда, а вы и дети ваши смогут только издалека на озеро смотреть.
Слово за слово, началась ссора, на шум подоспели еще двое из домика рыбопромыслового участка. Далее обе стороны несколько минут проверяли друг у друга крепость лиц. Нескольким чабанам арендаторы намяли бока, и те вскоре, сев на лошадей, уехали. Самое интересное действо началось спустя два часа. К чабанам опустился вертолет, из которого в бронежилетах с надписями «СОБР» выпрыгнули «вежливые» люди...
Драку заказывали?
«Маски-шоу» шло стремительно, знающий свое дело спецназ МВД по РА при содействии одного из «сильно избитых» работников-рыбопромысловиков задержал нескольких чабанов с близлежащих стоянок. Двоим скрутили руки, надели мешки на голову и вертолетом доставили в Онгудай. Тем же вечером их перевезли в Усть-Коксу в отдел полиции и задержали до выяснения обстоятельств происшедшего.
Утром 23 июня в полицию прибыли двое полицейских из МВД республики и потерпевший гражданин А.Г. Чайка. Он написал заявление на чабанов, а что в заявлении - сотрудники МВД пока не комментируют; но дали понять, что дело с бараном и потасовкой на озере не стоит выеденного яйца. Ребят отпустили восвояси. В свою очередь один из чабанов, который получил телесные повреждения во время драки, также подал заявление в полицию о нанесении ему телесных повреждений, которые зафиксировал в медучреждении.
Итак, что же произошло, каковы причины этого далеко не первого конфликта на озере Тальмень, и каковы будут его последствия? Как мы писали в предыдущих публикациях о конфликтах на озере, причина их возникновения кроется совсем не в том, кому и как хочется рыбачить, не в платных услугах рыболовам и отдыхающим и даже не в экологии озера и его берегов. Дело исключительно в отношении арендаторов, которые прилагают все силы и средства к тому, чтобы озеро посещалось исключительно избранными гостями от власти и денег.
Со всеми остальными «персонами нон грата», коими являются местные жители, доброжелательных отношений не будет, а кто не согласен, арендатор применит санкции. Для одних – неоправданно высокие расценки на вылов рыбы, для других – угрозы, для третьих - дубина, лишь бы под ногами не путались, не докучали и не пугали высоких гостей рыбопромыслового участка №148. А всяческим проверяющим будет оказан достойный и сытный прием.
P.S. Как стало известно журналистам из своих источников, в тот день, 22 июня, Александр Чайка вышел на связь с МВД по РА и сообщил о вооруженном нападении на «его» рыбопромысловый участок, потому-то и незамедлительно прибыл спецназ, да еще на вертолете. Офицеры МВД, разобравшись в ситуации и поняв, что овчинка выделки не стоит, доложили своему руководству о ложном вызове на место происшествия.
Теперь посчитайте, сколько стоит один полетный час МИ-8, и кто это удовольствие оплачивать будет, если пострадавшими оказались местные чабаны? Не слишком ли дорогая «дубина» у стерегущих озеро? Впрочем, для руководителей «Инрусинвеста» такие суммы что семечки в кармане. Инициативная группа жителей Усть-Коксинского района продолжает следить, как будут развиваться события вокруг озера.