Для сонма проблем, связанных с земельных вопросов, выявилась еще одна, причем не просто экономическая и правовая, а скорее уже политическая. На круглом столе, прошедшем в Центре стратегических разработок и посвященном докладу «Земля для людей», прозвучала откровенно шокирующая информация. По словам председателя Совета АККОР Вячеслава Телегина, уже миллионы гектаров российской земли оказались в собственности пенсионных фондов США, Норвегии и Швеции. При том, что по законодательству продажа земли сельхозназначения иностранцам в России запрещена.
Ситуация усугубляется тем, что эти пенсионные фонды не только скупают наши гектары, но уже и диктуют российским законодателям какие законы о земле им принимать. Тот же представитель АККОР заявил, что когда они три года назад подготовили законопроект о запрете подобного землевладения, в Госдуму были сделаны звонки из посольства Швеции с требованием не принимать подобные нормативные акты.2
Особую пикантность придает тот факт, что все три названные страны являются активными участниками антироссийских санкций. Возникает и масса других вопросов. В первую очередь, зачем им нужны эти гектары? Только ли это вложение денег с целью приращения капитала или же за этим стоит еще что-то? К примеру, размещение какого-то не очень экологичного производства. И где эти гектары расположены? Если в приграничных районах, а продажа там любой земли иностранцам категорически запрещена, то может стоит рассматривать такие земельные сделки как скрытую аннексию?2
Подвешенная земля
В свое время Архимед сказал: «Дайте мне точку опоры и я переверну землю». Российский земельный вопрос как раз и не имеет точки опоры и со многих точек зрения запущен донельзя. Имеются принципиальные правовые, статистические и даже географические проблемы, касающиеся привязки участков на местности. И это в век ГЛОНАСС и GPS. По словам одного из соавторов вышеназванного доклада директора центра агропродовольственной политики РАНХиГС Натальи Шагайда, владение землей приносит массу рисков и гражданам, и бизнесу. Основная причина тому, что земельный кадастр не выполняет ни одной из своих важнейших функций, коих немало. А именно, защита прав на землю, обеспечение сбора земельных налогов и других платежей, снабжение полной информацией для управления территорией, привлечение инвестиций в земельные активы и повышение капитализации предприятий. Особенно плоха то, что многочисленные земельные споры порождают социальную напряженность в обществе.2
Если говорить о землях сельскохозяйственного назначения, то там пласт проблем не меньший. В частности, есть все условия для сверхконцентрации земли в чьих-то одних руках, дозволяется покупка участков лицами, не заинтересованными в развитии агробизнеса, в ходу нормы, позволяющие прекращать права пользования федеральной землей без оснований, предусмотренных Земельным Кодексом РФ, а также нормы, позволяющие изменять категорию земель по инициативе собственника участка. Что, в свою очередь, порождает условия для коррупции. Есть угроза и продовольственной безопасности, так как в практике – широкое использование продуктивных земель под строительство без учета их плодородия. В частности, ранее была снята норма ЗК РФ о возмещении потерь сельскохозяйственного производства, размер которых зависел от плодородия.
Бюрократ порождает серьезные конфликты
Регулирующее оборот земель законодательство написано так, как будто все земли являются федеральными. Как следствие, на уровень субъекта РФ передано немного полномочий, но еще меньше их на уровне муниципального образования. Что, в свою очередь, приводит к многочисленными конфликтным ситуациям. При этом государство не создало систему гарантий прав на землю добросовестного приобретателя. Любой из владельцев земли может быть поставлен перед фактом, что его участок входит в зону, ограничивающую возможность пользования землей для цели ее приобретения/получения. Характерный пример на круглом столе привела председатель ДНТ «Радонежские просторы» Надежда Лычагина. Это дачное товарищество расположено в Сергиево-Посадском районе. В 2008 году сотни семей на абсолютно легальном основании приобрели землю для дачного строительства, на которую не было никаких обременений. Однако несколько лет назад министерство культуры РФ извлекло из архивов некий документ, принятый еще при советской власти в 1986 году, который был под грифом «Для служебного пользования». В соответствии с ним половина территории района оказалось в защитной зоне, включая и «Радонежские просторы». Пострадало не только данное дачное товарищество, но и много кто еще, так как вне закона вдруг оказалась земля на площади 8000 гектаров. Ситуацию абсурднее придумать сложно. Подобные «скелеты в шкафу» с подачи иных бюрократов «оживают» и делают жизнь и деятельность дачников нелигитимной. Меж тем люди, по словам, Лычагиной, готовы защищать свои имущество с вилами и топорами. Разумный вопрос – зачем власти искусственно создавать напряженность в обществе?3
Еще одной проблемой являются высокие транзакционные издержки при перераспределении территорий между государством, собственниками и пользователями, которые трудно понести обычному гражданину или предпринимателю. А кто в выигрыше? Разумеется, крупные компании, способные выделить квалифицированных юристов и средства для реализации своих земельных планов. При этом фермеры строго ограничены в размерах площади владения землей, тогда как холдинговые компании могут иметь в собственности неограниченные площади сельхозугодий из-за отсутствия реальных механизмов ограничения концентрации земли в одних руках.+
По словам Натальи Шагайды, земельная политика превратилась в совокупность разнонаправленных ведомственных активностей. Чтобы исправить ситуацию необходима планомерная и целенаправленная работа в рамках долгосрочной стратегии управления земельным фондом страны и повышения доходов от земли. При этом начинать надо с совершенствования учетно-регистрационной системы.