В течение полугода российские власти должны представить план действий по исполнению решения Европейского суда по правам человека по жалобе на «закон Димы Яковлева». Адвокат, член Московской Хельсинкской Группы, основатель Центра содействия международной защите Каринна Москаленко рассказала о том, какие действия будут предприниматься стороной защиты для обеспечения восстановления нарушенных дискриминационным законом прав заявителей.
Напомним, 17 января Европейский суд опубликовал решение по делу «A.H. и другие против России», в рамках которого рассматривались жалобы американских семей, не успевших завершить процедуру усыновления российских детей до вступления в силу 1 января 2013 г. Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», известного как «закон Димы Яковлева». Одним из своих положений закон напрямую запрещает американским гражданам усыновлять российских детей и прекращает действие Соглашения между Россией и США о сотрудничестве в области усыновления детей, заключенного в Вашингтоне 13 июня 2011 г.
Рассмотрев дело, объединяющее 16 жалоб, поданных от имени 45 усыновителей и 27 российских детей, Страсбургский суд признал нарушение ст. 14 в совокупности со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и постановил, что в интересах детей необходимо было завершить процедуры усыновления, поскольку на момент вступления закона в силу у многих детей и приемных семей уже были налажены отношения.
Сразу после публикации решения Министерство юстиции РФ сообщило о планах подать обращение о передаче дела на рассмотрение Большой Палаты. Минюст России посчитал, что Европейский суд «неоправданно расширил толкование правоотношений, сложившихся между гражданами США и детьми-сиротами, подведя их под понятие “частная жизнь”». Кроме того, указывалось на «отсутствие со стороны Российской Федерации каких-либо нарушений международных норм, необходимость исчерпания заявителями надлежащих средств правовой защиты, отсутствие каких-либо реальных семейных отношений и тесных межличностных связей между детьми-сиротами и американскими заявителями».
Ходатайство российских властей о рассмотрении дела «A.H. и другие против России» Большой Палатой было изучено коллегией из пяти судей Европейского суда 3 июля – они пришли к выводу, что в этом нет необходимости. Таким образом, вынесенное ЕСПЧ решение окончательно вступило в силу.
Адвокат Каринна Москаленко, представлявшая интересы нескольких заявителей, рассказала, что сейчас встают вопросы, как именно исполнять вступившее в силу решение ЕСПЧ и что считать его исполнением в полной мере. В соответствии с Протоколом № 14 Европейской Конвенции в течение шести месяцев власти государства-нарушителя должны представить план действий, которые предполагается принять в части мер индивидуального и общего характера.
«Государство обязано принять меры индивидуального характера: начиная с выплаты компенсаций и заканчивая решением вопроса, как восстановить человека в тех правах, в которых он был ущемлен, и в какой мере они вообще могут быть восстановлены», – пояснила адвокат. Более важный вопрос, по ее словам, заключается в том, как государство будет исполнять решение в части мер общего характера, которые должны приниматься в случае, если нарушение права стало результатом неверного действия властей, применения законодательного акта или неправильной правоприменительной практики.
Отметим, что после отказа в передаче дела на рассмотрение Большой Палатой ЕСПЧ Минюст России в своем комментарии СМИ указал, что в целом положения Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» не были подвергнуты Судом критике на предмет их расхождения со сложившейся международной практикой. «В этой связи какие-либо меры по пересмотру указанного закона Минюстом России не рассматриваются», – заявил представитель ведомства.
Тем не менее Каринна Москаленко настаивает на том, что признание нарушения запрещающей дискриминацию ст. 14 Конвенции очень серьезно, поскольку изобличает системные проблемы, имеющиеся у государства. «Если в результате этого закона допускаются дискриминация и нарушение прав, которые признал ЕСПЧ, то государство должно с этим что-то делать. Закон должен быть изменен в той части, которая препятствует усыновлению американцами российских детей», – подчеркнула адвокат. Она добавила, что если речь идет о нарушителях прав человека – это одно. Но если речь идет о тех, кто ни в чем предосудительном не замечен, кто прошел отбор и все проверки как в США, так и в России и был признан имеющим право на усыновление, то в их отношении последствия дискриминационного поведения властей должны быть по возможности устранены.
Каринна Москаленко также сообщила, что после опубликования плана действий России по исполнению решения ЕСПЧ она обратится в Комитет министров Совета Европы с просьбой затребовать от российской стороны точные сведения о судьбе каждого из детей, лишившихся американской семьи: о состоянии их здоровья, их местонахождение, были ли они взяты в другие семьи (тут важно иметь в виду, что есть разница между опекой и усыновлением) и т.д. «Получив сведения о том, кто не был усыновлен, мы будем настаивать на том, чтобы те люди, которые планировали усыновить этих детей, смогли это сделать. Наша главная цель в том, чтобы их судьба была решена», – заключила Каринна Москаленко.