В Госдуму внесен законопроект, разрешающий чиновникам оставлять без ответа обращения граждан, суть которых представляется им непонятной. Четкие критерии в документе при этом не прописываются. Также можно будет отвечать на жалобы с мест ссылками на официальные сайты, но если у человека Интернета нет, информацию ему все-таки вышлют.
Руководство комитета Госдумы по развитию гражданского общества предложило несколько снизить давление последнего на действующую власть. Глава комитета Сергей Гаврилов (КПРФ) и первый зампред Дмитрий Вяткин («Единая Россия») свои поправки к закону «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» объясняют необходимостью отрегулировать нестыковки, выявленные в ходе десятилетнего правоприменения.
Такие действительно есть – например, разные сроки ответов на жалобу в электронном и письменном видах. И если вслед за email человек досылает какие-то документы в бумажном виде, то чиновник оказывается в затруднении, поясняют депутаты. Поэтому данный вид корреспонденции предлагается просто отменить – если отправляешь электронное письмо, то и приложи к нему соответствующие файлы.
Есть еще и множество обращений по защите прав неопределенного круга людей или другим проблемам, лично с заявителем не связанных. В порядке оптимизации предполагается отвечать на них кратко – ссылкой на сайт того или иного госоргана, где аналогичное разъяснение уже делалось. Правда, если у гражданина доступа к Сети нет, то ему любезно направят распечатку в почтовом конверте.
Но главное, из-за чего, видимо, и писался этот законопроект, совсем не это. «На практике часто возникают ситуации, когда письменное обращение не содержит сути предложения, заявления либо жалобы», – отмечают депутаты. В качестве примера они указывают такие случаи: «Не изложены конкретные просьбы или рекомендации, либо невозможно определить место или обстоятельства описываемых в обращении событий, в связи с чем не представляется возможным дать ответ по существу или определить соответствующий компетентный орган».
Такие непонятные чиновникам письма будут отправляться обратно в течение семи дней, а если их авторы будут с этими решениями не согласны, они смогут жаловаться выше или обращаться в суд. Кстати, если бы поправки Гаврилова и Вяткина уже действовали, то в папку «Возврат» неизбежно попало бы и обращение к президенту шахтеров из ростовского города Гуково. В распоряжении «НГ» есть этот документ, написанный сбивчиво и с ошибками. Горняки просят спасти их от губернатора и его команды, которые не помогают в получении более 300 млн руб. долгов с обанкротившегося предприятия, а наоборот, оказывают на людей всяческое давление.
Появление на Охотном Ряду еще одного законопроекта – от парламента Башкирии и ряда думцев – вызвано, надо полагать, текущей политической ситуацией. Его авторы этого и не скрывают: «В последние годы большое внимание уделяется деятельности НКО, финансируемых зарубежными структурами и активно участвующих в социально-политической жизни общества. Вместе с тем правового регулирования требуют и другие аспекты деятельности НКО». А именно: запретить занимать в НКО любую руководящую должность человеку, который был осужден или хотя бы являлся фигурантом уголовного дела, пусть и закрытого. Понятно, что если такая НКО регистрируется или обновляет свое разрешение, то выявленные личности такого рода станут основанием для отказа.
Конечно, речь идет только о тяжких или особо тяжких статьях УК. Инициаторы ссылаются на вопиющие случаи возвращения в НКО, занимающиеся детьми и подростками, отсидевших педофилов. Представляется, однако, что речь идет о более широкой категории граждан. Например, в законопроекте упоминаются и преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества. То есть имеются в виду разнообразные экстремисты и террористы, шпионы и госизменники, а также те политические противники власти, которых просто преследуют по соответствующим статьям.