Начинающий юрист Александр Эйвазов уже несколько месяцев скрывается: полиция объявила его в розыск. Прошлой осенью он проработал около двух месяцев секретарем Октябрьского районного суда Петербурга, однако был вынужден, по его словам, уволиться из-за конфликта с судьей. Молодой человек написал несколько десятков жалоб в госорганы на нарушения, с которыми столкнулся на работе. Вскоре после этого на него завели уголовное дело.
«Бумага» выбрала главное из рассказа Эйвазова — в суде историю почти не комментируют.
Александр Эйвазов работал в Октябрьском районном суде на должности секретаря судебных заседаний
22-летний выпускник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХигС), а также партийный секретарь и член «Единой России» Александр Эйвазов устроился на работу в Октябрьский районный суд осенью 2016 года. Его испытательный срок начался 31 октября. Эйвазов работал секретарем судьи Ирины Керро — в апреле она, например, принимала решение арестовать нескольких вербовщиков террористов. Ранее Керро также арестовывала главврача городского военкомата за взятку и рассматривала дело матери умершего 5-месячного ребенка Умарали Назарова.
Юрист должен был фиксировать судебные процессы, составлять протоколы судебных заседаний, извещать стороны о грядущих процессах, составлять акты для конвоирования подсудимых и подозреваемых из СИЗО, а также проверять документы у приходящих на заседание людей.
В Октябрьском суде Эйвазов участвовал в нескольких процессах: среди них было, например, дело муниципального депутата Тимофея Кунгурова, обвиненного в мошенничестве, а также процессы над двумя бездомными.
С самого начала у Эйвазова возник конфликт с начальницей. Отчасти это было связано с условиями работы
Эйвазов рассказывает, что профессиональные отношения с судьей Керро у него не складывались фактически с первой недели и между ними часто возникали конфликты.
Как вспоминает Эйвазов, ему приходилось часто задерживаться на работе до позднего вечера и через некоторое время он стал поднимать вопрос об оплате переработок. «Все секретари получают 10 тысяч рублей. На меня смотрели, как будто я какой-то революционер. Я просто стал требовать, чтобы за каждый переработанный час мне платили», — говорит он.
За всё время работы в суде Эйвазов получил 9900 рублей. В то же время, как ранее «Бумаге» на условиях анонимности рассказывала помощница судьи, работа по 14 часов и большие нагрузки в суде — обычное явление.
Эйвазов уволился из суда по собственному желанию через два месяца. Однако, утверждает он, его вынудили это сделать
Изначально Эйвазов планировал остаться в суде до апреля, чтобы потом уйти в армию и продолжить юридическую карьеру в военной сфере. Фактически же он проработал в суде месяц — до конца ноября: тогда он заболел, затем взял учебный отпуск, так как учится в магистратуре, после чего вновь ушел на больничный.
Официально Эйвазов оставил должность секретаря 29 декабря — эту информацию «Бумаге»подтвердили в Октябрьском районном суде.
Заявление об увольнении Эйвазова написано им по собственному желанию, хотя, рассказывает молодой человек, он был вынужден это сделать из-за конфликта с судьей Керро. «Моя собственная инициатива обусловлена тем, что я не могу работать с теми, кто нарушает кодекс судейской этики и ищет себе “комфорта” в государственной службе», — написал он в своем заявлении об уходе (есть в распоряжении «Бумаги»).
Позже он даже опубликовал аудиозапись, на которой обсуждает вопрос своего увольнения с бывшим председателем суда Мариной Вороновой. Во время разговора молодой человек говорит, что «у него нет собственного желания» увольняться.
После увольнения Эйвазов написал несколько десятков жалоб на судью Керро, а также на бывшего председателя суда Марину Воронову
Жалобы молодой человек направил в том числе в МВД, Следственный комитет, прокуратуру, Квалификационную коллегию судей, Трудовую инспекцию и Верховный суд.
Так, например, в одном из обращений, адресованном председателю Верховного суда, Эйвазов жалуется на то, что в суде не соблюдались нормы трудового законодательства, на то, как с ним обращалась судья Керро, а также на отдельные нарушения в судебных процессах (например, при составлении протоколов). В жалобе Эйвазов также написал, что он заболел «на фоне чрезмерных переработок и постоянных унижений человеческого достоинства».
Впоследствии Эйвазов опубликовал на YouTube ролик, смонтированный из аудиозаписей с разных заседаний и его разговоров с судьей Керро, которые он записывал во время своей работы в суде.
После увольнения, по словам Эйвазова, к нему домой пришла зампредседателя суда в сопровождении полиции
Эйвазов рассказывает, что 10 января — после того, как он уже уволился из суда, — в коммунальную квартиру, где он жил с матерью, пришла заместитель председателя суда Эльвира Вайтекунас. По его словам, она была в сопровождении сотрудников полиции: «Я хотел спрятаться в комнате, но в дверной проем была поставлена нога», — вспоминает молодой человек.
По словам Эйвазова, Вайтекунас хотела, чтобы он доделал и подписал протокол, который был необходим для процесса по уголовному делу муниципального депутата Тимофея Кунгурова. Дело находилось на стадии прений сторон и последнего слова подсудимого. Эйвазов не успел завершить этот протокол, потому что заболел.
Эйвазов выложил в интернет аудио, на котором, как он утверждает, записан визит зампредседателя. Его собеседница говорит, что он должен был как секретарь составить документ, так как присутствовал на заседании, и теперь дело «невозможно направить в апелляцию только потому, что нет протокола». «Я хочу от тебя, как от взрослого человека, получить предложения, варианты исхода только ситуации по этому протоколу», — говорит собеседница Эйвазова на записи. Приговор Кунгурову был вынесен 30 ноября 2016 года.
Позже Эйвазов пожаловался на визит судьи и полиции в прокуратуру: там ответили, что не видят оснований предпринимать меры «в связи с отсутствием события преступления». В городском суде «Бумаге» не прокомментировали этот случай.
Эйвазов принял решение не ходить в суд и больше не появлялся дома
11 января, по его словам, он отправился на прием к начальнику УФСБ по Петербургу и Ленобласти Александру Родионову, с которым был лично знаком. «Он сказал, что не может мне особенно ничем помочь, но посоветовал сменить место жительства». После этого молодой человек стал жить у разных друзей.
В середине января Эйвазов узнал о том, что в отношении него проводится следственная проверка
По словам юриста, вначале ему позвонили с незнакомого номера, но он не ответил на звонок — тогда ему пришла смс с просьбой перезвонить от следователя Ирины Колпинской. «Я обрадовался с дури, что, наверное, по моему заявлению в Следственный комитет началась работа».
Вместо этого, говорит Эйвазов, его оповестили, что в отношении него ведется доследственная проверка и он должен прийти для дачи показаний. Эйвазов ответил, что не придет без повестки.
Позже ему пришла повестка от Следственного комитета о вызове на опрос: опрос проводится на стадии доследственной проверки, и приходить на него необязательно.
В середине февраля в отношении Эйвазова возбудили уголовное дело
Дело на бывшего сотрудника Октябрьского суда возбудили по части 3 статьи 294 УК РФ — «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования» с использованием служебного положения. То, что против бывшего секретаря возбудили дело, «Бумаге» подтвердили и в Октябрьском районном суде, однако сказали, что о его ходе им не известно.
В городском суде на запрос «Бумаги» уточнили, что дело было возбуждено по заявлению Марины Вороновой, которая на тот момент была председателем суда, а сейчас находится в отставке. Однако комментировать обстоятельства конфликта в горсуде не стали.
— Расследование уголовного дела на текущий момент не завершено. Полагаем невозможным более подробно ответить на ваши вопросы, так как это может помешать объективному и полному расследованию, — ответили в суде.
В прокуратуре Эйвазову сообщили, что изначально проверку начали из-за протокола, который он отказался подписывать
В ответе из прокуратуры, которое Эйвазову прислали на электронную почту после того, как тот написал о незаконности уголовного преследования, говорится, что его «вина подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств», а оснований для прекращения дела нет. В другом ответе из прокуратуры ему также сообщили, что Воронова подала заявление на Эйвазова именно из-за отказа изготавливать и подписывать протокол по делу Кунгурова.
Молодой человек рассказывает: стало известно, что ему назначен адвокат, который занимается процессом, хотя ни Эйвазов, ни родственники не соглашались на это. Как объясняет адвокат Сергей Голубок, если у человека нет защитника по соглашению, то его назначает следователь, однако в этом случае адвокат должен действовать в интересах подозреваемого и по согласованию с ним.
Мать и знакомых Эйвазова вызывают в правоохранительные органы, чтобы выяснить, где он находится
Как анонимно рассказывает одна из знакомых Эйвазова, в середине апреля ей позвонили из правоохранительных органов и спрашивали, где находится молодой человек и кто может знать о его местоположении. «[Сказали], если я что-то узнаю о местонахождении Саши или смогу связаться с ним, то могу звонить в любое время на тот номер», — рассказывает девушка. Ее также попросили приехать лично, однако она ответила, что ничего не знает и не поедет без официальной повестки.
Знакомая Александра Эйвазова:
— Сотрудник полиции — или кто он там был — был весьма дружелюбен и даже немного пожалел парня, сказал, что ему лучше бы уже приехать самому и подписать документы, потому что дальше будет только хуже.
Сам молодой человек не знает, на какой стадии находится его уголовное дело, однако, по его информации, «многих людей успели опросить». «Мою маму Колпинская 20 апреля вызвала к себе на допрос», — рассказывает бывший секретарь.
Как следует из документов, сам молодой человек находится в розыске
По словам Эйвазова, его разыскивали 1 марта в Москве в общежитии МИСиС, где он оставался на некоторое время. «Я не знал тогда, что меня так ищут. Только, что интересно, никакого федерального розыска на тот момент не было». Жители общежития, которые, предположительно, были очевидцами визита правоохранителей, не ответили «Бумаге».
В конце марта, как утверждает Эйвазов, его стали искать в Карачаево-Черкесии, где живут его родственники. После этого юрист отправил запросы в правоохранительные органы. В МВД ответили, что он находится в федеральном розыске.
Эксперты говорят, что Эйвазов не обязан был приходить в суд после увольнения и подписывать протокол
Как отмечает адвокат «Команды 29» Иван Павлов, после увольнения секретарь суда вправе не подписывать документы, которые были составлены другим сотрудником суда, и не возвращаться в суд, где больше не работает.
Иван Павлов, адвокат:
— В работе суда вполне может сложиться ситуация, когда секретарь присутствовал на заседании, а затем не смог изготовить протокол в необходимые сроки — например, как в случае Александра Эйвазова, по болезни. Это неоднозначная ситуация с процессуальной точки зрения, но нельзя решать ее, заставляя секретаря подписывать изготовленный другим человеком протокол. В конечном итоге ответственность за правильное рассмотрение дела несет именно судья. И выходом из ситуации могло бы, например, стать решение о том, что только судья подпишет протокол. Бывший секретарь суда же, который не изготовил протокол по уважительной причине, вряд ли может быть обвинен в воспрепятствовании правосудию.
По мнению адвоката Сергея Голубка, в ситуации, описанной бывшим секретарем Октябрьского суда, также нет признаков воспрепятствования правосудию. «Учитывая, что Эйвазов уже в суде не работал, ему не было никакого смысла идти туда и что-то подписывать — это была бы фальсификация и подлог», — говорит адвокат.
За описанные Эйвазовым нарушения судьям может грозить дисциплинарная ответственность
Как объясняет адвокат Сергей Голубок, если нарушения, на которые пожаловался Александр Эйвазов, будут доказаны, то это может привести, во-первых, к отмене вынесенных с нарушениями приговоров вышестоящими судами (например, без надлежащим образом составленных протоколов).
Во-вторых, судей могут привлечь к дисциплинарной ответственности — от замечания до прекращения полномочий — за нарушения требований кодекса судейской этики.
Что касается уголовной ответственности, отмечает адвокат Иван Павлов, она установлена только за вынесение заведомо неправосудного приговора — например, в отношении очевидно невиновного лица. «Привлекают судей к уголовной ответственности редко. Это связано в том числе и с тем, что доказать, что судья заведомо, заранее знал и осознавал, что выносит неправосудный судебный акт, сложно», — говорит Павлов.
Сейчас, рассказывает Эйвазов, его местоположение неизвестно даже матери
Он ведет группу во «ВКонтакте», где публикует отдельные документы, связанные со своим делом. Кроме того, в интернете появилась петиция в его поддержку, которую подписали пока чуть больше 200 человек.
Сейчас Эйвазов написал уже более 80 жалоб в государственные органы на Октябрьский районный суд, а также по поводу своего уголовного дела.