Во Владивостоке и Уссурийске всю неделю проходят одиночные пикеты автомобилистов и продавцов подержанных автомобилей. Люди с плакатами против системы "ЭРА-ГЛОНАСС" стоят на крупных транспортных узлах и развязках. Ситуация с внедрением модуля безопасности на ввозимые иномарки после февральского митинга и обещаний региональных властей не улучшилась – напротив, в очередях на получение кнопки у дилеров стоят уже больше 10 тысяч человек. И очередь эта продолжает расти.
На "Ладе Калине" ездить не будем
Анна недавно получила права и в марте купила машину.
– Я уже тысячу раз пожалела, что не взяла машину с рук. В семье автомобиль очень нужен, пусть и малолитражка. Я скоро выхожу из декрета, а на работу ездить далеко. Младшего ребенка в садик утром отвезти надо, вечером забрать, старшего в школу. Хорошо хоть, что приобретали без кредита, – рассказывает она. – А теперь я даже не могу ее до дома перегнать, поскольку не имею права. За хранение на складе уже сколько заплатила. А что делать?
Анна боится выходить на митинги и пикеты, которых с начала года во Владивостоке прошло немало и опасается называть в интервью свою фамилию: объясняет, что номера в очереди частных лиц на получение кнопки ЭРА-ГЛОНАСС постоянно меняется – и почему-то не в сторону уменьшения.
– Я и так жду уже почти три месяца, и перспективы туманны, – говорит женщина. – Сейчас каждого шороха боимся, лучше помалкивать.
С 1 января 2017 года на все подержанные ввозимые в страну иномарки по закону надо устанавливать модуль безопасности ЭРА-ГЛОНАСС. Это маленькая кнопка SOS, которая ставится в салон, для каждого автомобиля в разные места. Система должна автоматически срабатывать в случае ДТП, диспетчер по задумке должен спрашивать водителя, что произошло и надо ли присылать на место экстренные службы. Если авария настолько серьезна, что водитель не отвечает, диспетчер присылает на место пожарных, ГИБДД и скорую помощь. Также кнопку можно активировать вручную.
С самого начала, однако, с подключением модуля возникли проблемы. В Приморье к моменту введения новшества не было создано никакой инфраструктуры: ни точек продажи системы, ни центров по установке, ни компаний по выдаче СБКТС – сертификата безопасности конструкции транспортного средства, без которого с таможни машину не должны выпускать и в ГИБДД паспорт техсредства не должны выдавать.
– Только дураку непонятно, что вся эта возня с кнопками, чтобы мы брали не "японки", а русские "дрова", – возмущается Олег Анисимов.
Ситуация со злополучными кнопками коснулась его так: решил поменять автомобиль, выбрал на аукционе Toyota Prius, один из самых популярных в Приморье. Но покупку пришлось отложить из-за возникшей неразберихи.
– Не дождутся! Я на "Ладе Калине" ездить не буду. Одной рукой рулить, другой слезы утирать – кому оно надо? Они же уже с конвейера гнилыми сходят! Никто их не хвалит из тех, кто на них ездит. Я лучше повременю, на старом "Фите" (Toyota Fit. – РС) поезжу. Наверное, когда-нибудь властям надоест над нами издеваться и ситуация с кнопками нормализуется, – говорит Олег
"Упрощенка", регламентированная обещаниями
К середине февраля на таможне во Владивостоке скопилось около 1400 автомобилей, и власти региона решили, что все машины, ввезенные с начала года до 15 февраля, получат ПТС просто так, без кнопки. Что делать тем, кто ввезет автомобили после этой даты, не ясно до сих пор. Ежемесячно во Владивосток ввозится от пяти до семи тысяч машин, в основном подержанных из Японии. На многие из этих автомобилей модуль ГЛОНАСС устанавливать по правилам нельзя, потому что для проверки его работоспособности надо проводить краш-тесты. Для новых автомобилей это положено делать прямо на заводе, а для многих подержанных машин провести тесты невозможно (они уже сняты с производства, хотя по дорогам до сих пор "бегают").
В марте автопродавцы с крупнейшего в стране авторынка "Зеленый угол", который работает во Владивостоке уже 28 лет, собрали полторы тысячи подписей под обращением с просьбой разобраться в ситуации, которое и отправили губернатору, полпреду, правительству, транспортному прокурору, в таможню и в Минпромторг. Губернатор Владимир Миклушевский отреагировал, пообещав ввести упрощенный режим установки ЭРА-ГЛОНАСС на подержанные автомобили. "Будут спокойно приезжать, устанавливать и вписывать в техпаспорт машины номер этого устройства. Так что проблем возникнуть не должно. Я держу на контроле этот вопрос", – сказал тогда Миклушевский. По "упрощенному" режиму систему будут ставить так, что срабатывать она будет только при нажатии кнопки (в серийных же автомобилях с уже установленной кнопкой она должна срабатывать автоматически). При этом такой упрощенный режим установки модуля пока юридическиникак не оформлен. Получается, что сейчас все держится только на обещаниях властей.
– Я отслеживаю все новости про ГЛОНАСС. Думаю, многие приморцы делают так же, – говорит Александр Якушев, уже машину купивший, но хранящий ее в Японии. – И сначала я даже верил в хорошие обещания. Нам обещают, что кнопки уже идут, что дефицита скоро не будет. А откуда очередь тогда?
После обещания главы региона автомобилисты и автопродавцы вновь стали ввозить во Владивосток машины – у многих они были выкуплены и хранились на стоянках в Японии, причем бесплатно. Первую партию в тысячу кнопок в апреле разобрали за пару дней. Но в очередях на них по-прежнему стоят тысячи людей.
Очередь есть – кнопок нет
Продавец крупнейшего в России авторынка "Зеленый угол" Юлия Одегова – одна из тех, кто стоит с плакатом против ГЛОНАСС в одиночном пикете. Сейчас у нее около 15 машин на продажу, лишь одна – с кнопкой. Привезла их после мартовских обещаний губернатора и полпреда, что ситуация скоро нормализуется. Разводит руками – в Японии стоянка была бы бесплатной. А в России склад временного хранения в месяц обходится в 14 тысяч рублей (450 рублей в день).
– Была у меня заказчица. Купила машину еще в прошлом году и не ввозила до февраля – опасалась. А в феврале губернатор пообещал, что 13 марта вопрос будет решен. Она поверила и привезла машину, в феврале, как только машины стали выпускать без СБКТС. Кнопку она получила только 5 мая. Машина нужна была для работы – она торговый представитель и не работала все эти месяцы, пока не было авто. Зато за кредит приходилось платить и за хранение авто на складе, – говорит Юлия.
Лишь около 20 процентов автомобилей на "Зеленке" сейчас с документами, рассказывают продавцы. Проблемы возникают и у автодилеров, и у частных лиц, которые ввозят одну машину для личного пользования. В открытой 5 мая электронной очереди только одного из сертифицированных дилеров устройства ЭРА-ГЛОНАСС, компании "Сумотори-Авто" стояло более 10 000 человек.
На всех очередников кнопок очевидно не хватит – 22 мая во Владивосток завезли всего 988 устройств модуля (при этом собраны они из комплектующих для грузовиков и большего размера, нежели обычные, для легковушек). Их поначалу распределили между двумя основными компаниями-дилерами АО "ГЛОНАСС": "Сумотри" и "ВМВ".
Стоимость терминалов ЭРА-ГЛОНАСС, программирования и установки в "Сумотри" составляет около 30 тысяч рублей: 22 361 рублей – стоимость терминала, 1950 рублей – программирование и подключение, 2800 рублей – монтаж устройства в автомобиль (сертификат и оформление машины оплачиваются отдельно). Однако 24 мая "Сумотори" вдруг объявила, что закрывает электронную очередь и перестает продавать кнопки частным лицам, мотивируя свое решение следующим образом:
"Добровольно взятые на себя сверхобязательства "Сумотори-Авто" по созданию открытой электронной очереди и онлайн-записи, а также совместные усилия с АО "ГЛОНАСС" и администрацией Приморского края по созданию справедливой системы распределения терминалов среди всех участников автомобильного рынка Приморского края в сложный период и в целях противодействия спекуляциям, к сожалению, не были оценены и повлекли серию провокаций и дискредитацию совместных усилий, – говоритсяна сайте "Сумотори-Авто". – В том числе в связи с неконтролируемым ростом ложных заявок и выявлением поддельных договоров и доверенностей, "Сумотори-Авто" заявляет о прекращении с 1 июня 2017 работы с физическими лицами и лицами, не имеющими аккредитации таможенного представителя, при использовании терминалов в целях таможенного оформления ввозимых б/у автомобилей и переходит на систему дистрибуции B2B".
Система B2B в этом случае означает, что кнопки перепродают брокерам. Причем не всем (во Владивостоке их более 100), а лишь четырем крупным: "Примброкер", "Альтерна", "Байкал", "Таможенный портал". Брокеры тут же взвинтили цены и стали предлагать кнопки по 80 тысяч рублей.
31 мая компания "Сумотори" внезапно передумала и объявила о возобновлении работы с частными лицами: "Решение принято в связи с многочисленными ходатайствами граждан сохранить распределение терминалов компанией "Сумотори-Авто" и преждевременностью передачи таможенным представителям (брокерам) в связи с их пока небольшим количеством в Приморском крае для обеспечения необходимого уровня конкуренции. Все принятые обязательства будут выполнены согласно Временному регламенту и очередности. АО "Глонасс" и производители устройств Эра-Глонасс также сообщают о значительном увеличении в ближайшее время поставок терминалов в Приморский край", – говорится сейчас на сайте компании.
Клиенты "Сумотори", рассказывают, что сейчас им приходят предложения снова встать в очередь с сохранением места. Вся эта неразбериха дополнительно нервирует автовладельцев.
Тем временем власти региона обещают, что очень скоро во Владивосток придут еще две партии систем ЭРА-ГЛОНАСС. Со ссылкой на АО "ГЛОНАСС" край сообщает, что в июне в регион будет отправлено 3496 комплектов оборудования, в июле – 5504. Но даже этого не хватит, чтобы обеспечить всех желающих кнопками, ведь ввоз машин в край продолжается.
По данным Дальневосточного таможенного управления, с 1 января 2017 по 26 мая через таможенные посты в Приморье ввезено 12 513 подержанных иномарок. Но поскольку многие приморцы покупают машины и хранят их пока в Японии, число тех, кто нуждается в модулях ЭРА-ГЛОНАСС, подсчитать невозможно.
Безопасность – большой вопрос
Ирина Костенко – автопродавец, на "Зеленом углу" она уже 28 лет, с самого основания авторынка. По ее данным, среднестатистический автомобиль, который покупают владивостокцы, стоит 350–700 тысяч рублей.
– Так что даже стандартная цена кнопки в "Сумотори" неимоверно высока, не говоря уже о спекулянтах, которые и 80–100 тысяч просят, – возмущается Ирина. – У правительства программа привлечения людей на Дальний Восток, а ситуация нездоровая создается. Безопасность – тоже большой вопрос. Мы проверяли кнопки. Некоторые срабатывают, некоторые нет. Девочка нажимала кнопку, чтобы посмотреть, как работает система. Так оператор у нее спрашивал, где она находится! Не водитель должен это говорить, для того модуль и нужен! Данные оператор называл про автомобиль неправильные. Кому она нужна такая, кнопка эта?
Ирина рассказывает, как в феврале привезла автомобиль для друзей – в семье у них ребенок-инвалид и машина нужна была, чтобы возить его на массаж, профилактику и лечение.
– Полтора месяца они просто ждали кнопку. Когда я уже к официальным представителям АО "ГЛОНАСС" обратилась, в "Волтон Менеджемент-Рус", с душещипательной просьбой о помощи – кнопку выделили. В феврале ввезли машину, а ПТС не распечатан до сих пор. Оказывается, нужно, чтобы СБКТС появился в таможенной базе. На это требуется от трех дней. А у них уже две недели прошло. За стоянку платят, ходят вокруг машины, любуются. А ездить не могут.
Плакаты против ЭРА-ГЛОНАСС и наклейки на машины распечатали сами автопродавцы. Но берут их и покупатели. Стоят на основных транспортных узлах и развязках в одиночных пикетах.
Некоторые из участников прошлых пикетов вожделенную кнопку уже все-таки смогли получить и считают, что им просто невероятно повезло.
Дарья Капитонова – одна из таких счастливчиков. Правда, купила она заветную "Мазду" еще три месяца назад. Говорит, решили сменить авто еще перед Новым годом.
– Мы выждали месяц, пока все, как мы думали, должно было устаканиться. Присматривались, выбирали. Поняли, что из Японии в любом случае везти выгоднее – экономия 200–300 тысяч рублей, да и машина без пробега по России – это важно, – рассказывает Даша. – В феврале стали понимать, что все не так просто, даже на митинг сходили, но это не помогло. К марту власти пообещали, что все решится. Дождались марта, стали выбирать машину. Подсчитали, подумали, что пока машина будет идти, вопросы с кнопками решатся. Ждали только порядка – как купить и установить. Мы не думали тогда, что кнопок будет не хватать. Еще до прихода машину во Владивосток я заполнила анкету на сайте "Сумотори-Авто", мне обещали, что этого хватит, что меня не потеряют.
Но 5 мая открылась новая, уже электронная очередь, в которой старых заявок, в том числе и моей, естественно, не было. Чтобы встать заново (а я была бы на тот момент уже пятитысячной) мне бы пришлось оплатить кнопку, не зная при этом, когда я смогу ее получить. То есть отдать более 20 000 рублей и ждать. Очередь юрлиц двигалась чуть быстрее, мы быстро переоформили машину на юридическое лицо (а везлась она для меня как для "физика"). Несколько раз думали, что уже вот-вот получим кнопку и свою машину. Но постоянно что-то менялось, срывалось. Я не знаю, как нам удалось получить эту кнопку, нам просто очень-очень повезло. В общем мы оказались в такой ситуации, что сначала митинговали, а теперь с радостью ждем свои кнопочки – это бестолковые коробки почти за 30 тысяч рублей.
При этом в то, что столь дефицитная кнопка сделает езду безопаснее, Дарья не очень-то верит:
– Надо понимать, что эта кнопка автоматически, когда надо, не сработает – надо нажимать. Я уже попадала в аварию, когда была в машине одна, я не смогла бы нажать в тот момент кнопку и даже была бы не в состоянии объяснить что-то диспетчеру. Так что на помощь "Эры" я не рассчитываю, поставлю ее только для того, чтобы зарегистрировать машину в ГАИ.