Администрация Приморья и ЗС ПК определились с поставщиками информационных услуг. Аукционы проходили с конца декабря 2016 года по апрель 2017 года, в общей сложности было разыграно 65 контрактов на 73 502 600,9 рублей – причем многие СМИ соревновались сами с собой. VL.ru разбирался, как проходили государственные закупки на информационное обеспечение органов власти Приморского края в 2017 году и о чем теперь будут писать СМИ.
У Законодательного Собрания и администрации Приморья есть по пресс-службе (на работу пресс-служб заложены отдельные средства). Также есть свои сайты primorsy.ru и zpsk.gov.ru. Есть еще телеканал ОТВ-Прим и «Приморская газета» – официальные рупоры региональных властей. Но этого для освещения деятельности исполнительной и законодательной власти недостаточно, поэтому в бюджет каждый год закладываются дополнительные траты на СМИ. В целом в бюджете Приморского края на 2017 год на средства массовой информации заложено 348,8 млн рублей.
Не все эти деньги разыгрываются через аукционы и идут на освещение именно событий или работы органов власти. В эти 348,8 миллионов заложено также финансирование мероприятий (тот же «Медиасаммит»), финансирование краевых СМИ и приобретение для них «особо ценного движимого имущества».
В конкурентных условиях редакции СМИ могли бы получить только 74 733 156,8 рублей – таковой стала общая начальная (максимальная) сумма аукционов. Конечная стоимость информационных продуктов – 73 502 600,84 рублей.
О чем напишут СМИ
Почти половина всех выделенных на контракты со СМИ средств (33,5 млн или 44%) пойдет на освещение работы Законодательного Собрания и депутатов. За эти деньги приморцам расскажут о работе самого парламента и о работе отдельных народных избранников. Причем кто именно будет в центре внимания заранее в техзаданиях не оговаривается. Вещать будут не только на краевом уровне, но и в местных газетах, и на телеканалах по всему Приморью.
Есть и конструктивная часть в тратах на информационное освещение деятельности чиновников. Так, 7,2 млн от суммы заложено на освещение краевых культурных событий и социально-значимых мероприятий. Горожанам расскажут о фестивалях, выставках и социальных акциях.
По 2,9 млн рублей заложено на профилактику наркомании и экстремизма. Чуть больше – 3,5 млн, ведь и проблема куда обширнее, пойдет на профилактику преступлений, правонарушений и антикоррупционное просвещение. Что особенно актуально, ведь уровень преступности в Приморье по-прежнему является самым высоким на Дальнем Востоке – 1156 преступлений на 100 тысяч населения.
Незначительная сумма (всего 197 500 рублей) заложена на печать буклетов по профилактике ДТП.
При этом почти треть всех трат на освещение работы краевой администрации в СМИ проходит в рамках освещения госпрограмм и социально-значимых мероприятий. На эти цели выделено 19,7 млн рублей. Технической документацией аукционов предусмотрены публикации по 18 темам. Писать, показывать и вещать СМИ будут обо всем: о здравоохранении, пропаганде семейных ценностей, опекунстве, ЖКХ и дорожной инфраструктуре. Но обо всем этом пишет и пресс-служба краевой администрации, которая ежедневно рассылает позитивные релизы: про ямочный ремонт трассы Владивосток – Находка, очередную рабочую поездку губернатора и засеянные картофелем гектары. Определить грань, что действительно важно и значимо, а что является пиаром – сложно. Но можем говорить наверняка – благодаря аукционам, пропустить хорошие новости по версии администрации Приморья у жителей края не получится.
Кто получил деньги
На госконтракты претендовали 38 компаний. Но контракты заключены только с 27 победителями. Практически в каждом аукционе подавалась одна или две заявки, причем во многих участники просто менялись местами, уступая друг другу в цене.
Итак, вот список компаний, которые будут освещать деятельности органов государственной власти Приморья в 2017 году.
Примечательно, что половина контрактов (30 из 60 проведенных закупок) приходится на три группы взаимосвязанных между собой участников. Это так называемые СМИ, принадлежащие «друзьям губернатора», советнику губернатора по информполитке Виктору Старицину и связанные с холдингом PrimaMedia.ru. Именно эти компании получили 55,7 % бюджетов администрации края и Заксобрания на СМИ.
Разберем взаимосвязи между участниками закупок подробнее.
Во-первых, среди победителей есть наши старые знакомые – ООО «Развитие» и ООО «Освоение» (издают газеты «Комсомольская правда. Приморье» и «Московский комсомолец во Владивостоке» соответственно). Обе компании можно найти по одному и тому же адресу – Жигура, 11. Обе компании близки к нынешнему руководителю Инвестиционного агентства Приморского края Антону Родионову, он раньше был гендиректором «Развития», сейчас на этом месте – журналист и редактор Дмитрий Хабалов. ООО «ВГТРК-Интерактив-Медиа-Маркетинг» (издает «Аргументы и факты Приморье») расположено тоже на Жигура, 11, и им тоже руководит Хабалов, судя по выпискам из ЕГРЮЛ.
Во-вторых, есть еще в этой группе ООО «ФМ Продакшн ДВ» (радиоканалы «Русское радио Владивосток», «DFM Владивосток», «Хит ФМ Владивосток»), ООО «Телерадиокомпания «Новая Волна» (на радио «Европа Плюс Владивосток») и ООО «Программа передач» (радио «Дача»). Учредитель последнего – Светлана Спокойнова, «однофамилица» скандального политтехнолога Ильи Спокойнова . Все эти компании находятся по адресу Светланская, 59, помещение 3.
У «Освоения», «Развития», ООО «ФМ Продакшн ДВ», ООО «Телерадиокомпания «Новая Волна» один и тот же учредитель – Смирнова Рогнеда Донатовна.
А еще на Светланской, 59 в помещении 3 зарегистрировано ООО «Прим Медиа», его возглавляет Илья Спокойнов. Тот самый политтехнолог из окружения приморского губернатора, задержанный 17 февраля и обвиняемый в хищении бюджетных средств. И там же зарегистрирована – группа компаний "Время Радио" (радио «Европа Плюс», радио «Дача», «Дорожное Радио», радио «Ретро», «Спорт FM», «Русское радио», «Хит FM» и «DFM»), в которой учредителем является Алексей Авершин, глава Союза горнопромышленников, задержанный и арестованный вместе с Мариной Свиридовой, женой Ильи Спокойнова по делу о мошенничестве. А генеральным директором уже упомянутого ООО «Время радио» и ООО «Телерадиокомпания "Новая Волна"» является Марина Свиридова.
Выходит, что связанные друг с другом компании в целом освоили и будут развивать 21 386 715,7 рублей (29,1 % от общего суммы контрактов).
В-третьих, ООО «ИК «Конкурент» (его возглавляет советник губернатора Приморского края по вопросам информационной политики Виктор Старицин) и компания ООО «Приморская пресса» (primpress.ru), не только расположенные по одному адресу на Красного Знамени, 10, но и активно рекламирующие информационные ресурсы друг друга. При этом стоит отметить, что Старицын является одним из учредителей общественной организации «Содействие» (а еще один – вышеупомянутый Дмитрий Хабалов с Жигура, 11).
Общая сумма контрактов «Конкурента» и «Приморской прессы» меньше – всего 5 302 301,99 рублей (7,21 % от общей суммы).
И еще взаимосвязи. Учредителем ООО «Центр репутационных технологий Владивостока» является Александр Савицкий, который входит в тройку основателей ООО «Примамедиа». Обе компании можно найти по адресу Светланская, 83 во Владивостоке. Совокупный объем контрактов этих компаний составит 14 226 500 рублей (19,36% от общей суммы контрактов). Эти две компании менялись в процессе нескольких торгов – одна становилась победителем, вторая – просто участником.
Примечательно, что ООО «Дальневосточная информационная компания» (издает «Аргументы недели», ИА «Восток-Медиа») в двух аукционах на деньги края соревновалась с ООО «Новость», у которой тот же учредитель (Дмитрий Юркевич) и которая в итоге не выиграла ни одного контракта, но «составила здоровую конкуренцию».
ООО «Дальневосточный центр политических исследований» (Deita.ru) получила 3 525 500 рублей (победа в 3 из 5 тендеров). Причем в двух из трех аукционов конкуренцию ДВЦПК составляло ООО «ДЕЙТА.РУ», которая ничего не выиграла, но тоже составила конкуренцию.
ФГУП «ВГТРК» – 7 892 825,89 рублей (победа в 5 из 5 тендеров) в двух случаях из пяти соревновалось с РА «ПТР-Медиа», через которое размещается вся реклама в эфире ВГТРК «ГТРК «Владивосток»» (исключение – политическая реклама).
Всего администрация Приморского края в лице заказчика, Департамента информационной политики, провела 32 аукциона на сумму 42 823 289 рублей (41 982 721,89 – конечная стоимость), три из них еще находятся на этапе подачи заявок. Краевой парламент разместил 33 лота на общую сумму 31 909 867,8 рублей (31 519 878,95 – конечная стоимость), два конкурса были признаны несостоявшимися.
Сэкономили немного – лишь 1 230 555,96 бюджетных рублей, что составляет всего 1,65 % от общей начальной цены госконтрактов.