Европейский Суд по правам человека удовлетворил жалобу таксиста Андрея Пахтусова на отказ предоставить ему свидание с родственниками во время отбывания длительного административного ареста в спецприемнике УВД Сыктывкара. Суд посчитал, что заявитель, которого представлял юрист фонда «Общественный вердикт» Эрнест Мезак, стал жертвой нарушения статьи 8 Европейской Конвенции по правам человека, гарантирующей права на уважение семейной жизни. Пахтусову присуждена компенсация морального вреда 1000 евро.
26 июля 2009 года по постановлению одного из мировых судей Сыктывкара за грубое нарушение правил дорожного движения Пахтусову было назначено наказание в виде административного ареста на срок 15 суток. 31 июля, отбывая арест в спецприемнике УВД, арестованный подал начальнику учреждения заявление с просьбой предоставить свидание с родственниками. На следующий день заявление было возращено арестанту со следующей визой и.о. начальника спецприемника Михаила Шахова: «Свидание не предусмотрено».
14 августа 2009 года представитель Пахтусова Эрнест Мезак подал в Сыктывкарский городской суд заявление об оспаривании действий руководства спецприемника. В нем было указано, что сотрудник спецприемника нарушил статью 8 Европейской конвенции о правах человека, которая, в частности, гарантирует право заключенных на их свидания с родственниками.
15 сентября 2009 года Сыктывкарский городской суд отклонил заявление таксиста. Суд посчитал, что решение и.о. начальника спецприемника было правомерными, так как оно было основано на нормах Положения о порядке отбывания административного ареста (утверждено постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 года № 726), которое не предусматривало личных встреч арестованных с родственниками.
22 октября 2009 года позицию городского суда несколько поправил Верховный суд Коми. Рассмотрев кассационную жалобу, поданную Эрнстом Мезаком, судьи решили, что право на свидание с родственниками у Андрея Пахтусова все-таки было. Однако действия руководства милицейской тюрьмы всё равно были признаны законными в виду того, что в спецприемнике арестованный «не конкретизировал, с кем он желает увидеться и в какой степени родства они находятся».
17 января 2010 года в Европейский Суд была направлена жалоба сыктывкарца, в которой его представитель отметил то, что суд кассационной инстанции не указал, какой закон или иной нормативный акт обязывал заявителя в своем обращении к руководству тюрьмы конкретизировать, с кем он желает увидеться. Всего через пять месяцев ЕСПЧ коммуницировал жалобу таксиста, и это, по всей видимости, побудило власти РФ к относительно быстрому внесению соответствующих изменению в законодательство. 26 июля 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», в котором было признано право арестованных на одно свидание с родственниками и близкими людьми.
Между тем, только сегодня ЕСПЧ обнародовал свое постановление по жалобе Андрея Пахтусова. В нем страсбургские судьи не согласились со своими коллегами из Верховного суда Республики Коми, посчитавшими, что заявитель мог быть лишен свидания с родственниками из-за неправильного оформления соответствующего заявления на имя начальника спецприемника. Суд также отметил, что в 2009 году российское законодательство не налагало явных ограничений на посещения лиц, арестованных в административном порядке, их родственниками, поэтому отказ в предоставлении свидания с ними Андрею Пахтусову не был основан на законе. В связи с этим сыктывкарец был признан жертвой нарушения статьи 8 Европейской Конвенции по правам человека. За ним также было признано право на получение с российской казны компенсации морального вреда в размере 1000 евро.