Европейский Суд по правам человека обнародовал постановление, в котором удовлетворил большую группу жалоб на бесчеловечные условия перевозки российских заключенных в тюремных транспортных средствах (дело «Кавалеров и другие против России», жалоба № 55477/10 и семь других.). Об этом сообщил фонд «Общественный вердикт».
Всего Европейский Суд постановил выплатить 45 500 евро восьми заявителям за бесчеловечные условия перевозок заключенных. В их числе жители Республики Коми Анна Лозинская и Валерий Токарев, которые на основании этого судебного решения получат по 5000 евро каждый за поездки в «стаканах». Так неофициально называются тесные и практически глухие одноместные камеры автомобилей конвойных служб ФСИН и МВД России. Их интересы представлял юрист фонда «Общественный вердикт» Эрнест Мезак.
С декабря 2013 г. по апрель 2014 г. в судах, расположенных в селе Койгородок и городе Сыктывкаре, рассматривалось уголовное дело Анны Лозинской 1989 г. рождения. В связи с этим девушка перенесла 15 поездок в «стаканах», суммарная продолжительность которых составила 35 часов. Наиболее мучительными для подсудимой, рост которой составляет 174 см, были 13 перевозок продолжительностью от 2 до 3 часов каждая в автозаке УАЗ, закрепленном за ИВС в селе Визинга Сысольского района Коми. «Стаканы» этой спецмашины имели площадь 0,3 кв. м (это примерно пять листов формата А4) при высоте 1,3 м.
Пострадал от использования «стаканов» и бывший сотрудник милиции Валерий Токарев, родившийся в 1969 г. С мая 2013 г. по март 2014 г., находясь под арестом в СИЗО-1 Сыктывкара, он перенес около 70 поездок по городу в одноместных камерах автозаков, площадь которых составляла от 0,3 до 0,5 кв. м. При этом длительность содержаний в «стаканах» колебалась от 40 минут до 3,5 часа.
В 2014 г. фонд «Общественный вердикт» направил в Страсбург жалобы в интересах Лозинской и Токарева, в которых было указано на нарушение российскими властями ст. 3 и 13 Европейской конвенции по правам человека, которые запрещают пытки и обязывают создавать эффективные внутригосударственные средства защиты от нарушений конвенционных прав.
В 2016 г., после принятия этих жалоб к рассмотрению, Минюст России направил в Страсбург «односторонние декларации», в которых Правительство РФ, признавая нарушения названных статей Конвенции, предложило выплатить заявителям компенсацию в размере 1500 евро.
В ответ представитель заявителей Эрнест Мезак попросил Европейский Суд по правам человека отклонить правительственные декларации, присудив заявителям по 5000 евро.
В обоснование своей позиции юрист сделал ссылки на ряд прежних решений ЕСПЧ по похожим делам, в частности на постановления Европейского Суда по делу «Гулиев против России» от 19 июня 2008 г. и по делу «Селезнев против России» от 26 июня 2008 г., в соответствии с которыми заявителям были выплачены компенсации в размере от 5000 до 12 000 евро.
Кроме того, Эрнест Мезак указал, что «в практике Суда принято повышать размер присуждаемых заявителям компенсаций в ситуациях, когда государство-ответчик не устраняет системные проблемы, которые порождают множество повторяющихся нарушений Конвенции». В связи с этим он напомнил Европейскому Суду ряд постановлений, ключевых для рассматриваемой в деле его заявителей системной проблемы, которые вступили в силу в 2006 и 2009 гг. (по делу «Худоёров против России» и «Гулиев против России»). Отдельно он указал на постановление Большой палаты ЕСПЧ по делу «Идалов против России», которое было вынесено 22 мая 2012 г. Между тем перевозки заявителей из Коми начались не раньше чем через 7 месяцев после вынесения Судом этого решения, подчеркнул юрист.
Более того, Эрнест Мезак обратил внимание Суда на тот факт, что Правительство РФ не пояснило, что оно делает или намерено сделать для устранения чрезвычайно распространенной практики перевозок заключенных в унижающих достоинство, бесчеловечных или пыточных условиях. Юрист попросил Суд отклонить одностороннюю декларацию, чтобы побудить государство-ответчика устранить эту проблему. Такое отклонение, по его мнению, вдвойне уместно, когда размер компенсации, предложенной жертве нарушения прав, закрепленных в Конвенции, явно занижен. «Ведь очевидно, что одобрение Судом заниженного размера компенсации будет способствовать консервации системной проблемы или практики», – подчеркнул представитель заявителей.
В итоге Европейский Суд по правам человека согласился с позицией фонда «Общественный вердикт» и присудил 5000 евро как Анне Лозинской, так и Валерию Токареву.
Эрнест Мезак сообщил, что в ЕСПЧ ожидают своего рассмотрения около сотни жалоб против России на условия перевозки в тюремных транспортных средствах. «В среднем в Страсбург ежегодно подается два, три десятка таких жалоб. Что несопоставимо с масштабом системной проблемы, которую эти жалобы иллюстрируют, – уверен он. – По моим оценкам, тысячи, если не несколько десятков тысяч, российских заключенных ежегодно могут подавать в Страсбург явно обоснованные жалобы на условия своих перевозок. Причем это совершенно несложно, так как по этой категории дел до обращения в ЕСПЧ не надо судиться на внутрироссийском уровне».
Напомним, что впервые Европейский Суд по правам человека проанализировал использование тюремного транспорта в постановлении от 8 ноября 2005 г. по делу «Худоёров против России» (жалоба № 6847/02). Между тем один из представителей заявителей по этому делу – адвокат АБ «Багрянский, Михайлов и Овчинников» Филипп Багрянский отметил, что, на его взгляд, каких-либо положительных изменений в разрешении проблемы перевозки заключенных не происходит.
«Все по-прежнему очень плохо, – сообщил он. – Ведь зачастую то, что заключенных во время перевозки помещают в металлический ящик площадью 0,3 кв. м, – это еще полбеды. Надо понимать, что летом, в жару, ящик нагревается настолько, что люди в нем теряют сознание. Зимой там нестерпимо холодно. Еще к этому нужно присовокупить и то, что ящики не вентилируются, как правило, не моются, а перевозка осуществляется в полной темноте». Он отдельно отметил, что в случае долгих поездок заключенный изматывается настолько, что эффективно защищаться от обвинения уже не в состоянии.
«Пока что российские власти подобные условия перевозки воспринимают как нечто само собой разумеющееся и нормальное, – констатировал он. – Остается надеяться на то, что благодаря Европейскому Суду и, разумеется, всем обращающимся туда адвокатам и правозащитникам власти и общество осознают, что права заключенных все-таки не пустой звук».
Напомним, что Эрнест Мезак представляет интересы еще двух заявителей из Коми, жалобы которых Европейский Суд коммуницировал в апреле этого года. Они также указали на бесчеловечные условия конвоирования в место отбывания наказания. Тогда Эрнест Мезак выразил надежду, что на примере этих ситуаций ЕСПЧ может вынести так называемое пилотное постановление, призванное побудить российские власти гуманизировать перевозки заключенных в России.
На фото: член Общественной наблюдательной комиссии Республики Коми Николай Дидюк в «стакане» автозака УАЗ, в котором в 2013–2014 гг. перевозилась Анна Лозинская (снимок сделан юристом Эрнестом Мезаком при посещении ИВС села Визинга в 2010 г.).