Роскомнадзор заблокировал мессенджеры BlackBerry Messenger, Line, Imo и аудивизуальный чат Vchat. Открытая Россия поговорила об этом с руководителем проекта Роскомсвобода Артемом Козлюком. По мнению эксперта, таким образом Роскомнадзор посылает популярным мессенджерам сигнал, что с ним лучше сотрудничать.
Кого заблокировали
— Аудитория заблокированных мессенджеров в большей степени сосредоточена за пределами России, — поясняет эксперт. — Например, у Line порядка 200 миллионов пользователей, и большая их часть сосредоточена в юго-восточной Азии. Но в России у этого коммуникатора также немало пользователей. Особенно интенсивно им пользуются люди, у которых есть партнеры в этом регионе. В том же Тайланде он вообще стандарт де-факто, как у нас Skype. У меня нет статистики использования этого месенджера в России, но тот факт, что он и его сайт русифицированы, говорит о том, что эта компания нацелена в том числе и на российский рынок.
Зачем заблокировали
— На мой взгляд, это такой сигнал предупреждения для более популярных мессенджеров, таких как Телеграм и Whats App. И для владельцев этих мессенджеров, конечно, тоже, чтобы они более плотно начали сотрудничать с Роскомнадзором. Если же они откажутся сотрудничать, то через какое-то время мы увидим в запрещенном реестре десятки коммуникаторов. Также Роскомнадзор будет договариваться с App Store и Google Play, чтобы они ограничили доступ к этим мессенджерам в России. Как уже это было сделано в отношении Linkedin.
Почему с РКН не хотят сотрудничать
— Я не думаю, что РКН преследует конечную цель заблокировать что-то. Если говорить про организацию внесения компаний в реестр запрещенных, то это решение выносит ФСБ, оно дает данные Роскомнадзору, и он уже пытается принудить к сотрудничеству компании этих сервисов. В реестр сотрудничающих с РКН компаний уже внесены социальные сети ВКонтакте, Mail.ru и множество других ресурсов. Попадание в этот реестр означает, что они должны собирать все метаданные о действиях пользователей, а затем предоставлять их спецслужбам. А с момента вступления закона Яровой, они должны хранить у себя всю внутреннюю переписку пользователей, и предоставлять ее по запросу компетентных органов. В ближайшее время ФСБ и Роскомнадзор будут требовать такие данные от крупных мессенджеров, таких как Тelegram. Если они откажутся, то с высокой степенью вероятности они будут внесены в реестр под блокировку. Но это не значит, что они перестанут работать в России. Например, тот же Zello работает, хоть и с небольшими техническими трудностями. Но все эти блокировки, не должны критически сказаться на мессенджерах. Потому что пользователи за время блокировок поняли, что надо запасаться какими-то техническими средствами, чтобы в будущем получить доступ к своим любимым сервисам.
Разминка перед Тelegram
— Сейчас Роскомнадзор тренируется на менее популярных мессенджерах, и уже на основе этого в ближайшие месяцы поставит вопрос ребром перед тем же Тelegram. Сам Павел Дуров не намерен сотрудничать с российскими спецслужбами. Блокировку он воспримет спокойно, так как изначально Тelegram не делал ставку на российский рынок. Что будет дальше — неизвестно, мы можем только делать прогнозы. Павел Дуров всегда находит неочевидные ходы, и не перестает нас удивлять. Он понимает, что рано или поздно вопрос блокировки встанет, и наверняка со своей командой уже разработал какие-то технические меры. Я думаю, они как минимум объяснят своим пользователям, как можно будет обойти блокировку.