Жесткими задержаниями закончилась попытка похода десятков граждан до полпредства президента в Петербурге 29 апреля 2017 года. «Открытая Россия» предложила всем желающим рассказать в письмах президенту, что им надоело за 17 лет правления Владимира Путина. Обращения, вместе с гражданами, МВД и Росгвардия доставили в отделения полиции.
Задолго до начала акции к станции метро «Горьковская» стянули полицию и ОМОН. Счет машин только с опознавательными знаками идет на десятки. В предвкушении того, как будут задерживать мирных людей, правоохранители курят, кучкуясь, и бегают в соседний фастфуд. Легковые машины, КАМАЗы, «Уралы», автобусы на любой вкус стоят вдоль Каменноостровского проспекта по направлению к Троицкому мосту. Часть тротуара перекрыто поливальной машиной. Всё, лишь бы россияне не дошли с обращениями до дворца великого князя Николая Николаевича младшего, где нынче заседает полпред президента в СЗФО Николай Цуканов.
Мероприятие должно было начаться в 14 часов. За пару минут до этого член «Открытой России» Андрей Пивоваров объявляет полиции при скоплении журналистов, что люди собрались подать обращения согласно ФЗ № 59. Под массовую акцию это не попадает: ни у кого нет в руках ни плакатов, ни флагов, никто не кричит лозунги. Только один пожилой мужчина стоит под дождем в одиночном пикете против Путина.
Тем не менее ровно в два часа дня полицейские с громкоговорителями, расставленными офицерами по периметру площадки у выхода из метро, начинают повторять одну и ту же фразу:
— Акция не согласована! Это нарушение ФЗ № 54. (о массовых акциях. — Прим. ред.)! Вы будете задержаны! Полиция применит физическую силу и спецсредства!
Примерно в 14:10 толпа из нескольких десятков человек решается пойти в сторону полпредства. Как разлитые чернила, омоновцы в черной униформе берут людей в кольцо. Только тогда некоторые граждане начинают скандировать: «Путин — вор!», «Позор!»
Росгвардия начинает заламывать руки людям, которые не нарушили ни одного закона, и тащить (кого-то за руки и за ноги) за метро. Издревле там у сил правопоряка находится ставка: дежурят офицеры, стоят автобусы для задержанных.
Как и на акции "Он вам не Димон" 26 марта, Росгвардия мешает работать журналистам Хватает фотокорреспондента Сергея Николаева и тащит лицом вниз, заломав руки за спину.
— Больно! — кричит Николаев.
Он увешан фототехникой. Перепутать его с участником акции сложно. Пытаемся отбить коллегу. Кричим наверх в непроницаемые тонированные стекла омоновских шлемов, что это журналист. Росгвардии плевать. К счастью, у автобуса офицеры разберутся и отпустят Николаева. Позже он зафиксирует побои, но будущее уголовного преследования омоновцев относится к ненаучной фантастике (ст. 144 УК РФ). Как известно, защищают в России, только какой-нибудь Life за слегка задетый микрофон.
Не повезло и фотокорреспонденту «Делового Петербурга» Сергею Ермохину. Его только после вмешательства пресс-службы МВД освободили лишь в отделе полиции. Среди тех, кто не донес обращения президенту: члены «Открытки» Андрей Пивоваров, Сергей Кузин, Наталья Грязневич, Николай Артеменко. Некоторые участники акции дошли до полпредства, но бдительная полиция задержала их и там.
Основатель «Открытой России» Михаил Ходорковский за такую реакцию назвал власть в Петербурге «олдскульной», видимо, памятуя Марши несогласных. Власть же, губернатор Георгий Полтавченко, всю субботу убирал город и встречался с представителями сената Испании.
Росгвардия методично уводит задержанных. Таких набивается три автобуса. Среди них пожилая художница Елена Осипова. По предварительным данным в отделы полиции (№№ 14, 12, 7) попало примерно 70 человек.
Мероприятие продлилась каких-то 16 минут. Перед метро остаются журналисты и счастливцы, которые не попали в лапы защитников закона. Нещадно поливает холодный дождь со льдом, дует ветер. Даже в столице в этот день акция «Надоел» прошла без задержаний. Может, потому что там весь день светило солнце.