Как стало известно “Ъ”, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) запустил процедуру вынесения пилотного постановления о бесчеловечных условиях транспортировки заключенных в России и необходимости пересмотреть нормативную базу в связи с массовыми жалобами в Страсбург. Об этом говорится в коммуникационном отчете, который ЕСПЧ направил в Минюст и трем заключенным заявителям из Коми.
Провести комплексный анализ российской системы транспортировки заключенных ЕСПЧ обещал еще три года назад (см. “Ъ” от 3 февраля 2014 года), коммуницировав жалобу жителя Коми Алексея Томова, с которой затем были объединены еще три обращения. Тогда Страсбург направил правительству РФ вопросы о техническом оснащении российских автозаков и вагонзаков, запросив ведомственные приказы, регулирующие транспортировку заключенных. К тому моменту в ЕСПЧ скопилось уже не меньше 40 коммуницированных аналогичных жалоб, что и послужило поводом для возможной подготовки пилотного постановления, обязывающего в кратчайшие сроки устранить нарушения прав заключенных. Это прямо следует из новых вопросов, которые ЕСПЧ поставил перед правительством РФ, коммуницировав вторую жалобу господина Томова и еще двух заключенных, которые оспаривают условия этапирования из Сыктывкара в Мурманскую область в 2015–2016 годах, рассказал “Ъ” их представитель, юрист правозащитной организации «Общественный вердикт» Эрнест Мезак.
Внимание ЕСПЧ к бесчеловечным условиям перевозки заключенных «Общественный вердикт» привлек в 2011 году, впервые обратившись от имени господина Томова с подробной жалобой на нарушение ст. 3 Европейской конвенции о правах человека (запрет на пытки): заявитель при перевозке по Воркуте более двух часов провел в неотапливаемом автозаке, где на трех квадратных метрах находились еще девять заключенных с личными вещами. Так же тесно и холодно было и в железнодорожном вагоне, куда затем пересадили осужденного для этапа в колонию. После того как ЕСПЧ коммуницировал жалобу господина Томова, РФ в 2014 году признала нарушение и заявила о готовности до суда выплатить заявителю €2 тыс., однако Страсбург эту декларацию отклонил.
С тех пор ситуация не изменилась, при этом заявителям не удалось добиться в судах РФ отмены правил перевозки, где на заключенного выделяется менее 0,6 кв. м без багажа и менее 0,8 кв. м с багажом. И теперь Страсбургский суд интересует позиция российских властей не только относительно нарушения той же ст. 3, но также ст. 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Конвенции и оценка системного характера проблемы. В таких случаях при поступлении массовых однотипных жалоб ЕСПЧ приостанавливает на время их рассмотрение и выносит пилотное постановление, указывая государству на необходимость решения масштабной проблемы, определяя дефекты нормативной базы и правоприменительной практики и сроки их устранения.
Правозащитники не раз заявляли, что российские правила транспортировки осужденных и подследственных давно устарели. Вопросы конвоирования регулируются с 2006 года приказом Минюста и МВД. В 2012 году Верховный суд признал допустимым перевозку заключенных в условиях, когда на каждого приходится от 0,3 до 0,5 кв. м. В 2013 году Минюстом требования были изменены: разрешена перевозка в автомобилях с камерами, в которых на каждого заключенного будет приходиться от 0,26 кв. м, при этом в автозаках и вагонзаках вновь не предусмотрены отсеки для багажа этапируемых, хотя ЕСПЧ неоднократно признавал 0,5 кв. м недостаточной площадью при этапировании, а в 2005 году согласился с Европейским комитетом по предупреждению пыток, что камеры площадью 0,8 кв. м и менее непригодны для перевозки заключенного независимо от времени нахождения автомобиля в пути. По Минимальным стандартам обращения с заключенными ООН, подтвержденным российским Конституционным судом, перевозка в условиях недостаточной вентиляции, освещения или других тяжелых условиях запрещена, каждому заключенному следует обеспечивать отдельную койку cо спальными принадлежностями.
По словам господина Мезака, основная проблема связана с перевозкой в вагонозаках. «В целях улучшения условий перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, железнодорожным транспортом Минюстом России совместно с МВД России и ФСИН России осуществляется работа по изменению порядка конвоирования»,— cообщили по этому поводу “Ъ” в Минюсте
Отметим, что к редкой процедуре пилотных постановлений в Страсбурге прибегали по отношению к России неоднократно. Первым пилотным постановлением ЕСПЧ в 2009 году потребовал в течение года законодательно урегулировать проблему компенсаций за судебную волокиту и неисполнение судебных решений, приостановив на время рассмотрение сотен жалоб по таким делам. В мае 2010 года соответствующий закон был принят. В 2012 году Европейский суд по правам человека вынес пилотное постановление, обязав российские власти срочно принять меры к устранению «бесчеловечных или унижающих достоинство» условий содержания заключенных в СИЗО. На системную проблему массовых нарушений в России международной нормы о запрете пыток Страсбург указал после вынесения 90 решений по таким жалобам, в том числе экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, которые до сих пор полностью не исполнены. Бывший российский судья ЕСПЧ Анатолий Ковлер говорил “Ъ”, что темой отдельного пилотного постановления может стать и состояние тюремной медицины.