Бурятский сенатор Вячеслав Мархаев призвал не игнорировать протесты дальнобойщиков против системы «Платон». Совет Федерации проверит обоснованность платежей.
Мархаев попросил проверить обоснованность и эффективность системы «Платон» на заседании Совфеда.
«В стране растет протестное настроение, и если по доходам и имуществу [премьер-министра] Дмитрия Медведева мы все-таки спрятали голову под крыло, то игнорировать многодневные протесты дальнобойщиков, недовольных „Платоном“, уже точно никак нельзя», — заявил бурятский сенатор (трансляция шла на сайте Совфеда).
По словам Мархаева, подобные «Платону» системы существуют во многих странах. Но они не вызывают сомнений в целесообразности, однако в России — это «неприкрытая и прямая перекачка денег из государственного кармана в частно-государственный».
Оператор «Платона» наполовину принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю. Ротенберга-старшего называют другом президента РФ.
«Сборы от таких систем в этих странах направляются на модернизацию существующих дорог и строительство новых. Мы же в России средства от „Платона“ направляем на ремонт дорог, которые изначально при строительстве не были рассчитаны на интенсивную эксплуатацию многотонными фурами, тем самым ежегодно „закапываем“ на ремонт и восстановление миллиарды денег, собранных от тех же дальнобойщиков, вместо того, чтобы думать, как построить нормальные качественные дороги», — заявил Мархаев.
Лидер бурятских коммунистов также напомнил о высоких топливных акцизах и стоимости бенина, которая «для одной из самых богатых на нефть и газ страны подозрительна высока». Кроме того, он рассказал сенаторам о возможном дефиците продовольствия, который «уже сегодня ощущается во многих регионах России»: «При всей несправедливости подобных сборов страдают в итоге обычные дальнобойщики, которые, образуют кровеносную систему всей нашей экономики, доставляя товары и продукты по регионам».
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко поручила комитетам по экономической политике и по бюджету проанализировать «обоснованность и эффективность» системы «Платон».
Ранее иркутский обком КПРФ опубликовал открытое обращение о поддержке бастующих дальнобойщиков, призвав всех водителей присоединиться к акции. Новосибирский обком встретился с представителями протестующих, которые запланировали пикет на 15 апреля.
В конце марта водители фур объявили бессрочную забастовку до отмены «Платона». Они выступают против решений федерального правительства. К всероссийской акции протеста присоединились дальнобойщики из Читы, Улан-Удэ, Иркутска и Новосибирска, где задержали четырех активистов.
С 15 апреля тариф за проезд фур по федеральным трассам должен был увеличиться с 1,53 до 3,06 рублей за 1 км. После встречи Медведева с перевозчиками накануне забастовки тариф индексировали на четверть, но мера показалась водителям неубедительной. В Сибирской ассоциации перевозчиков, дистанцировавшейся от протестов, назвали решение правительства «подачкой».
Общество защиты прав потребителей попросило премьер-министра РФ Дмитрия Медведева не допустить кризиса снабжения продуктами в регионах. Из-за забастовки дальнобойщиков под угрозой, по версии организации, оказались Новосибирская, Иркутская области, Красноярский край и Бурятия.