Единороссы изгнали Марину Ковтун
Губернатор Мурманской Области Марина Ковтун ждет отставки. Говорят, это дело нескольких месяцев. При ней Заполярье так и осталось дотационным регионом, несмотря на свои поистине несметные богатства. Балтийский кристаллический щит, на котором находится область, это настоящая минералогическая сокровищница, не имеющая себе равных по разнообразию минералов и полезных ископаемых. Здесь сосредоточены неограниченные залежи алюминиевого сырья и крупнейшие в стране запасы редкоземельных металлов. На шельфе Баренцева моря производится добыча нефти, тут же находится газовое Штокмановское месторождение, одно из крупнейших в мире.

Этих ресурсов Мурманской области хватило бы на то, чтобы превратиться из депрессивного региона в щедрого донора. Но всё, как обычно, упирается в людей, пробившихся к власти. А конкретно — в первого заместителя губернатора Мурманской области Алексея Тюкавина.

История любви

С Мариной Ковтун, пока ещё действующим губернатором, Алексей Тюкавин познакомился в далёкие 90-е, когда будущая «Мать Заполярья», а в те времена — «спортсменка-комсомолка», занимала в областной администрации пост зампредседателя Комитета по физической культуре, спорту и туризму. Причина непреодолимой тяги друг к другу — любовь к отдыху в норвежских фьордах. Чувство закрепилось в «Норильском Никеле», где Марина Ковтун и Алексей Тюкавин работали бок о бок. Оттуда Марина Васильевна с комсомольским задором подалась в большую политику.

Вскоре губернатор-двоечник Дмитрий Дмитриенко, с чьим именем связан целый ряд коррупционных скандалов, попросился в отставку — от грехов подальше. Партия сказала «Надо!», и комсомол ответил «Есть!». Так Марина Ковтун стала губернатором Мурманской области, а Алексей Тюкавин сделался ее первым заместителем. Соратники сообща конфликтовали с мэром Мурманска Алексеем Веллером, причем, вице-губернатору пришлось войти в особенно жесткое противостояние с градоначальником. Марина Ковтун была больше увлечена встречами, презентациями, перелетами, проживанием в пятизвездочных гостиницах и работой над собственным имиджем, к которой привлекли компанию «Минченко Консалтинг», получившую 3 000 000 долларов за образ «Матери Заполярья». И это при том, что регион один из лидеров по невыплатам зарплат.

Власть полномочий

Должность вице-губернатора не предполагает такой публичности, зато сфера деятельности у Алексея Михайловича огромная, а полномочий и функций — не счесть. Вся экономическая политика, хозяйственная деятельность, закупки, управление государственным имуществом, весь транспорт, дороги, энергетика, природные ресурсы, образование и наука, установление тарифов и надзор за ними, вся медицина, спорт, туризм, физкультура, занятость населения, культура, искусство, правовое обеспечение и нормотворчество — всё это вотчина Тюкавина. Координации работы органов исполнительной власти и прямой контроль над ними — тоже в его компетенции.

Фактически, по уровню влияния Алексей Тюкавин находится на уровне председателя правительства — должности, исчезнувшей во времена губернатора Юрия Евдокимова. Но, как гласит мудрость, поднявшись на вершину, продолжай восхождение. Тем более, если видишь куда.

Мама, не горюй...

Вал вдохновения, окативший имиджмейкеров «Минченко Консалтинг», не дал желанного результата. Матери Заполярья из Марины Ковтун не получилось, о чем говорят удручающие показатели области. Бизнес-сообщество не принимает действующего губернатора всерьёз, понимая, что решение серьёзных вопросов — не её конёк. К тому же, полгода назад Марина Васильевна умудрилась серьёзно испортить отношения с руководством областного ФСБ из-за конфликта интересов во время выборов нового мэра на место ушедшего в Госдуму Алексея Веллера.

Наблюдая за этим, Алексей Тюкавин прекрасно понимал, что комсомольского задора в противостоянии с силовиками будет мало. Он оказался прав: информированные источники прогнозируют отставку Марины Ковтун с поста губернатора Мурманской области уже ближайшей осенью. Один из сигналов к этому — недавнее исключение Марины Ковтун из бюро Высшего Совета «Единой России», о чем поспешили сообщить даже лояльные губернатору региональные СМИ.

Информированные источники во фракции «Справедливая Россия», возглавляемой Александром Макаревичем, полагают, что госпожа Ковтун утратила доверие единороссов из-за низких результатов партии власти на выборах в Госдуму. Выходит, население недовольно местной исполнительной властью? Для Кремля это повод задуматься.

По мнению других экспертов, главные претензии к Марине Ковтун — высокая степень зависимости от «Норильского Никеля», ставленником которого выступает нынешний губернатор, и новый виток в многолетней борьбе с группой депутата Госдумы Алексея Веллера.

Девочка с букетом на грани нервного срыва

На пути к власти — вовремя предать, это тоже самое, что предвидеть. По информации из окружения Алексея Веллера, Алексей Тюкавин прилагает серьёзные усилия для сближения с экс-мэром Мурманска и готов предложить ему свои услуги в качестве человека, решающего в области любые вопросы. Он может прийтись ко двору. Старые грехи, конечно же, не забыты, но это значит, что правой руке «Матери Заполярья» будет, что отработать. Что касается Марины Ковтун, то к ней Алексей Михайлович относится снисходительно, называя ее «девочкой с букетом».

Та же, узнав, чем занята ее десница, написала письмо Президенту о заговоре мафии и предательстве соратников, причем тон обращения говорит о сильнейшем эмоциональном срыве автора. Крик «девочки с букетом» был услышан, встреча с Владимиром Путиным состоялась, однако, на фоне низкого рейтинга Марины Ковтун ситуация так и осталась в подвешенном состоянии. По мнению экспертов, её отставка состоится до выборов Президента РФ.

Наследство варягов

Дмитрий Дмитриенко, неудачный предшественник Марины Ковтун, покидая Мурманскую область и опасаясь преследований, сдавал дела по «мягкому сценарию». Очевидно поэтому гражданская жена Алексея Тюкавина получила скрытую долю супруги Дмитриенко в компании [Боброва и Лебединского] «Русский Лосось». С назначением Алексея Михайловича на пост вице-губернатора его дама сердца возглавила ОАО «Отель Губернский», принадлежащий правительству Мурманской области. Кухня гостиницы поставляла продукты для официальных правительственных мероприятий, причем тендеры компания выигрывала один за другим: 21 из 26. Сюда же в приказном порядке отправлялись все организаторы съездов, конференций, симпозиумов. «Губернский» много лет жил полной жизнью.

Однако главное, что унаследовал Алексей Тюкавин от Дмитрия Дмитриенко, это мазутный бизнес, на котором и погорел варяг из Москвы. Успешный бизнес-проект, скопированный новым вице-губернатором под кальку, и стал одним из главных источников его доходов.

Отопительный сезон

Мурманская область закупает топочный мазут в больших объемах, более полумиллиона тонн в год. Для этого проводится контролируемый тендер, причём цена назначается максимально высокой, например, из-за отсутствия финансовых гарантий области, оплаты в течение 30 дней после поставки или позднее.

В результате побеждает заранее выбранный поставщик, например — ООО «Комтрейд» из Ленинградской области, при этом реальные финансовые условия «вдруг» меняются на предоплату. Цены позднее тоже пересматриваются — в сторону повышения. Откат составляет до 15% (от 1 до 1 500 рублей с каждой тонны). Наличные доставляются курьером через несколько дней после произведения областью очередного денежного транша. Годовой доход, приносимый такой схемой, составляет более 500 000 000 рублей в год.

Так было при губернаторах Дмитриенко и Евдокимове. Когда их место заняла Марина Ковтун, в руках Алексея Тюкавина оказался отлаженный бизнес-проект. Он не стал изобретать велосипед, и, через контроль ОАО МЭС (МурманЭнергоСбыт), открыл для себя бесперебойный отопительный сезон.

"Русский лосось": идеальное убийство

История с «Русским Лососем», бесследно сгинувшем в Баренцевом море, не снилась даже затейникам из «Минченко Консалтинг». Компания с уставным капиталом в несколько миллионов рублей набрала в Россельхозбанке и Сбербанке кредитов на 50 000 000 долларов. В рамках борьбы за импортозамещение «Русский Лосось» несколько лет получал почти 50% средств всего областного фонда поддержки сельского хозяйства. Напомним, что гражданская жена Алексея Тюкавина имела в компании скрытую долю.

Свою деятельность ПАО «Русский Лосось» осуществляло при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы. И это далеко не единственное нарушение компании.

Рыбу разводили по норвежской технологии, а кредиторов и общественность — по русской. После того, как кредиты были получены, в рыбных садках началась эпидемия. На живую рыбу, судя по оценке состояния компании на 01.07.2015, приходилось 60% всех её активов. Массовая гибель лосося создала условия для банкротства предприятия. Однако в аудиторском заключении имеется странная оговорка, сводящая на нет всю оценку активов (далее цитата):

«Мы не присутствовали на инвентаризации запасов живой рыбы (материально-производственных запасов) по состоянию на 31 декабря 2014 года, так как были привлечены в качестве аудитора после этой даты. Мы не смогли провести другие альтернативные аудиторские процедуры, дающие нам уверенность в достоверности сумм материально-производственных запасов на отчетную дату. Соответственно, мы подтверждаем достоверность представленной бухгалтерской отчетности, за исключением ....запасов в представленной бухгалтерской отчетности в сумме 1 986 376 тыс. руб.».

Таким образом аудитор не подтвердил сумму почти в 2 миллиарда рублей. А как он мог проверить — пойти считать её по садкам в Баренцевом море? Сколько ее там, живой и мёртвой? Зато компании выплатили страховку и выразили благодарность за то, что ее руководство успешно справилось с эпидемией, утилизировав рыбу, хотя следы утилизации так и не обнаружены.

Сейчас «Русский Лосось» пребывает в состоянии банкротства. Займы компания вернуть не в состоянии, её активы не покрывают и 10% взятых обязательств. Деньги растворились в Баренцевом море, но, надо полагать, благополучно выплыли в оффшорных зонах. Идеальное убийство — и рыбы, и компании. А главное, что для этого достаточно вывезти в море один мешок инфицированных лососей и раскидать по садкам, списав всё на форс-мажор. Или вопрос решался на уровне Посейдона?

Узкое мышление

Но самые последние события свидетельствуют о том, что мазут и рыба — это всё цветочки для «генерального директора Мурманской области», как любит величать себя Алексей Тюкавин. Почувствовав силу, он представляет себя как главного местного «решалу», к которому можно обратиться в любой ситуации. Когда маленькая, никому не известная компания ООО «ЛК ВОЛГА» предложила установить в Кольском заливе рейдовый перегрузочный комплекс для нефти (РПК), Алексей Михайлович взялся урегулировать и этот вопрос, относящийся уже к сфере государственной безопасности.

РПК планируется установить между мысом Филинский и бухтой Ретинская, в критической близости от Североморска — военно-морской базы Северного флота РФ — главного пункта стратегического базирования ВМФ России.

Кольский залив и так очень узкий, а в его «коленной» части, где планируется разместить РПК, его ширина не превышает 1 километра. Здесь базируются и курсируют в оба направления атомные подводные лодки и авианосцы. Проходят и коммерческие суда. Когда к ним добавятся нефтяные танкеры, вероятность аварий возрастёт в разы. И это в непосредственной близости от Североморска! Разлив нефти, воспламенение, взрыв, экологическая катастрофа... Похоже, что жажда наживы Генерального директора Мурманской области поможет закрыть глаза на эти риски. По его мнению, всё имеет свою стоимость. Чем сложнее вопрос, тем больше откат. Можно только догадываться, каков будет его гонорар за содействие в установке объекта повышенной опасности возле Североморска. Ведь решать вопросы предстоит с руководством Северного флота ВМФ России. Алексей Михайлович пообещал это сделать.

Слушали-постановили

Дело движется. В феврале 2017 года в здании Междуреченской средней общеобразовательной школы проведены общественные обсуждения по материалам оценки воздействия на окружающую природную среду в результате деятельности, связанной с реализацией проекта «Временный рейдовый перегрузочный комплекс на акватории морского порта Мурманск в районе мыса Филинский».

На «правильно организованном» народном вече присутствовали 10 человек. В ходе обсуждения вопросов от участников общественных слушаний не поступило, настолько «исчерпывающей» оказалась презентация проекта, проведенная ООО «Эко-Экспресс-Сервис». Особенно убедительным показался комплекс мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций и порядок действий по локализации и ликвидации разлива нефти для минимизации возможных негативных последствий для окружающей среды. 10 избранников выразили волю народа и, согласно сценарию, проголосовали «за».

Народное волеизъявление Алексей Тюкавин теперь подкрепляет экономическими выкладками, сулящими Мурманской области неслыханное процветание после реализации взрывоопасного проекта ООО «ЛК ВОЛГА». Подготовка для осады штаб-квартиры Северного флота уже проведена. Самые убедительные документы Алексей Михайлович собирается представить в узких конвертах, хотя цена вопроса такова, что придется воспользоваться «дипломатами». Это значит, что к генеральному директору Мурманской области наличные за его решение будут поступать в коробках из под громоздких ксероксов, иначе игра не стоит свеч.

А что народ?

Жителям депрессивного региона не остаётся ничего иного, кроме как голосовать ногами. Каждый год Мурманскую область покидают «с концами» несколько тысяч человек! Отсутствие роста экономики и доходов местных жителей, нарастающее отставание от группы регионов-лидеров, обусловленное недостаточными инвестициями, преобладание теневой экономики в рыбной отрасли, безработица, бедность способствуют миграционному оттоку и старению населения. Это сигналы явного социального неблагополучия. Остаётся надеяться, что новые руководители будут использовать другие подходы к управлению регионом и смогут раскрыть его потенциал не только в личных целях.