Верховный суд Республики Башкортостан отклонил апелляционную жалобу уфимской гражданской активистки Елены Масайло на решение Калининского райсуда Уфы, оштрафовавшего ее ранее на 10 тысяч рублей за "участие в несанкционированном пикете".

Напомним, что 11 декабря 2016 года в Уфе прошло стихийное собрание жильцов трех многоэтажных домов №№ 193, 193/1 и 193/2 по улице Интернациональная. Жители были напуганы тем, что 25 ноября возле их домов внезапно образовался провал глубиной около 10 метров, в который угодили две автомашины. Городские власти пытались объяснить произошедшее техногенными причинами, в то время как специалисты указывали на присутствие карстовых воронок под домами. Возмущенные бездействием и отписками властей, жильцы потребовали на собрании признать их дома аварийными и срочно расселить. Реакция властей выразилась в том, что сразу после собрания к членам инициативной группы явилась полиция, заявив, что они "организовали несанкционированное публичное мероприятие".

Протокол об административном правонарушении был составлен на одну из активисток, жительницу дома № 193 Елену Масайло. 10 января 2017 года Калининский райсуд Уфы вынес решение – признать активистку виновной в "участии в несанкционированном пикете" по ст.20.2 КоАП РФ и оштрафовать ее на 10 тысяч рублей. Судебное разбирательство прошло в отсутствие обвиняемой и ее адвоката, которые до заседания подавали ходатайство об отложении разбирательства в связи с болезнью активистки, но суд не посчитал необходимым это ходатайство удовлетворить.

Елена Масайло и ее адвокат Виталий Буркин обжаловали решение суда первой инстанции в Верховном суде Республики Башкортостан. В своей апелляционной жалобе они указали, что разбирательство дела проходило в их отсутствие и просили суд освободить Масайло от административной ответственности ввиду "малозначительности правонарушения", применив ст. 2.9 КоАП РФ.

– Мероприятие было организовано не как публичное – пикет, митинг или демонстрация, а как собрание жильцов, - заявил на суде адвокат Виталий Буркин. – И полиция, и суд первой инстанции подошли к делу сугубо формально, квалифицировав это как публичное мероприятие только по наличию на нем плакатов. Между тем, изученная нами последняя судебная практика по таким делам говорит о том, что суды не только стали рассматривать формальные признаки, но и учитывать, какие последствия повлекло проведенное мероприятие.

В нашем случае никаких негативных последствий не наступило.

Представитель полиции, начальник отдела охраны общественного порядка УМВД РФ по городу Уфе Ильдус Шангареев заявил, что настаивает на наказании Масайло, предусмотренном статьей 20.2 КоАП в виде штрафа. "Иначе это послужит поводом для других правонарушений - граждане в дальнейшем будут собираться без подачи уведомления о проведении публичных мероприятий", – сказал полицейский.

Заседание продолжалось чуть более получаса. После краткого перерыва судья Салия Шарафутдинова огласила вердикт – решение суда первой инстанции в отношении Елены Масайло оставить без изменения, ее жалобу – без удовлетворения.

– Конечно, с таким решением суда, просто повторившим решение первой инстанции мы не согласны и будем его обжаловать дальше, теперь уже в кассационном порядке, - прокомментировала вердикт Елена Масайло. – Сегодня суд вновь не учел наши аргументы – во-первых, что наше собрание не представляло никакой опасности, не создавало никаких помех для движения пешеходов и автомобилей. Во-вторых, что мы проводили его на своей придомовой территории, по сути, на месте происшествия – там, где утонула злосчастная машина, где стоят наши трескающиеся дома. Наконец, собрание мы проводили в чрезвычайной ситуации, когда никто не знал, – как не знает и теперь, – когда произойдет следующий провал. Фактически, мы действовали в ситуации крайней необходимости, если уж на то пошло. Нам казалось, что и власти, и полиция, и суд должны были учесть все эти обстоятельства, но вышло наоборот. По сути, такими протоколами и судебными решениями власти хотят на нашем примере запугать других граждан, которые будут выходить на митинги и пикеты в защиту своих прав.

Тем временем, инициативная группа жильцов, в которую входит и Елена Масайло, по-прежнему добивается признания их домов аварийными и требует скорейшего их расселения.

– За последние недели мы получили массу отписок изо всех возможных инстанций, вплоть до администрации главы республики, - рассказала активистка. – Все они написаны как под копирку, в каждой нам предлагается ждать до 15 апреля, когда, по утверждениям властей, будет завершено обследование дома. Но мы не видим, что такое обследование начинается. По мнению специалистов, оно должно занять не меньше месяца, при этом должны обследоваться и конструкция дома, и грунты. Одно только бурение займет две недели. А у них еще не выделены деньги на производство работ, не отобраны подрядчики… Сейчас заканчивается февраль, по прогнозам метеорологов со следующей недели температура воздуха будет уже выше ноля градусов и начнется интенсивное таяние снегов, оттаивание почв. Количество снега в этом году было рекордным и где гарантия, что процесс таяния не ускорит дальнейшее карстование почв и не спровоцирует новые обвалы? Поэтому мы требуем начать обследование наших домов как можно быстрее.