Верховный суд не вернул полномочия волгоградскому судье Александру Глухову, который прославился жалобой главе ВС на недостаток карандашей и ручек. Мантии же он лишился после того, как освободил заключенного, не отсидевшего и половины срока. Свои проблемы судья связывает с давним конфликтом с главой облсуда.
История, стоившая зампреду Центрального райсуда Волгограда Глухову карьеры, началась в 2015 году. Он рассматривал дело о сбыте наркотиков подсудимым Конденковым. 10 декабря 2015 года по ходатайству адвоката судья вызвал для дачи показаний в заседании некого Корчака, который уже год находился в исправительной колонии. Защитник уверял, что Корчак может «сообщить существенные для дела сведения». Судья перенес заседание на пять дней, однако Корчака так и не доставили. Тогда адвокат отозвал ходатайство, и в тот же день Глухов вынес решение по делу.
Корчака все-таки привезли из колонии в СИЗО, где спустя два месяца он подал ходатайство об условно-досрочном освобождении. Его рассмотрел и удовлетворил все тот же судья Глухов, однако Корчак на свободу так и не вышел – решение об УДО отменили в апелляции. Суд установил, что Корчаку для освобождения не хватало 11 дней до половины срока. В мае 2016 года его вернули в колонию.
В жалобе на Глухова, которая поступила в квалифколлегию Волгоградской области от председателя облсуда Николая Подкопаева, говорилось, что судья нарочно этапировал осужденного, отбывающего наказание в Камышине, чтобы изменить подсудность и применить УДО. ККС решила, что это «грубейшее нарушение требований закона, определяющих подсудность дела, а также повлекших искажение принципов уголовного судопроизводства». Глухова лишили полномочий.
Судья, в свою очередь, утверждал, что дисциплинарное производство в отношении него было инициировано после конфликта с главой облсуда. Якобы Подкопаев решил отомстить Глухову за коллективное письмо главе ВС Вячеславу Лебедеву, в котором он и его коллеги пожаловались на плохое обеспечение суда бумагой, ручками и карандашами. Кроме того, он рассказал, что в 2014 году удовлетворил ходатайство следствия об аресте активов металлургического завода «Красный Октябрь». Это решение главе суда не понравилось, и он публично отчитал судью.
Кстати, Глухов не отрицает своей «арифметической», как он сказал, ошибки с 11 днями в деле Корчака. Однако он посчитал лишение полномочий слишком суровым наказанием.
Ключевым остался вопрос, с какой целью нужно было вызывать в злополучное заседание заключенного, который к тому же был под стражей на момент совершения преступления Конденковым. У судьи внятного ответа на это не нашлось. Судья ВС Галина Гуляева пожурила его, сказав, что он обязан был истребовать у адвоката конкретную причину вызова, иначе можно бесконечно вызывать кого угодно со всех концов страны.
Председатель ККС, судья Волгоградского облсуда Светлана Юткина, в ВС говорила, что коллегия пришла к выводу о том, что необходимости в вызове Корчака не было. Кстати, по обоим делам адвокатом выступал один и тот же человек. Решение было принято, чтобы освободить Корчака, уверенно говорила Юткина. Влияние коллективного письма в адрес главы ВС на решение ККС она отрицала.
В итоге судьи Сергей Рудаков, Анатолий Куменков и Галина Гуляева решили отказать Глухову в жалобе.