В преддверии президентских выборов в России может появиться закон « О защите чести и достоинства главы государства». В понедельник в поддержку подобной инициативы высказался спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его мнению, весь «международный опыт говорит о том, что такие законы не просто необходимы, они везде есть». Юристы в свою очередь указывают, что уже имеющихся в российском законодательстве норм вполне достаточно, чтобы наказать потенциальных обидчиков президента. Однако, как показывает практика, ими не всегда пользуются.
С инициативой ужесточить наказание для особо ретивых критиков президента выступили учащиеся казанского университета «Иннополис». Обычно во всех странах мира молодежь ратует за расширение свобод и протестует против закручивания гаек, но в России почему-то все наоборот. Студентам показалось, что в прессе (интересно, в какой?) сейчас ощущается «информационный накат» на российского президента. Своими наблюдениями они поделились со спикером Госдумы Вячеславом Володиным, находящимся в Казани с рабочим визитом.
И поинтересовались: не нужно ли в этой связи защитить честь и достоинство главы государства с помощью специального закона?
- Вы правы, президента нужно защищать. Все страны защищают, - согласился Вячеслав Володин. По его словам, «весь международный опыт говорит о том, что такие законы не просто необходимы, они везде есть». И только в России этот вопрос законодательно не урегулирован. Володин отметил, что Россия более демократичная, более открытая - "говорят, что хотят, пишут, что хотят". И это неотъемлемая часть нашей культуры, добавил он.
Спикер не обманул: законы, карающие за оскорбление первых лиц, действительно, есть во многих странах мира, причем география их применения распространяется в том числе на такие оплоты демократии, как ФРГ и Нидерланды. Например, в Германии за оскорбление федерального президента могут посадить на срок от 3 месяцев до 5 лет, в Голландии аналогичные меры предусмотрены в отношении обидчиков правящего монарха. В Польше наказание чуть помягче — до 3 лет. А в Дании тяжесть расплаты зависит от того, кто именно пострадал: если это монаршествующая особа женского пола (например, супруга короля или вдовствующая королева), то принятые меры будут более строгими. На постсоветском пространстве соответствующие законы есть в Белоруссии, Азербайджане и Казахстане. Но вне конкуренции, безусловно, восток, причем не только арабский. В Турции осыпать ругательствами нельзя не только действующего главу государства, но и первого президента страны Мустафу Кемаля Ататюрка. С момента избрания в 2014 году на пост президента Реджепа Эрдогана органы юстиции успели рассмотреть более 2 тыс дел об оскорблениях в его адрес. Впрочем, самым суровым наказанием для обидчиков турецкого лидера является тюремное наказание. А например, в Иране нарушителя могут приговорить к 74 ударам плетью.
В СССР закон «О защите чести и достоинства президента» был принят в 1990 году одновременно с появлением самого института президентства. Он предусматривал лишение свободы до трех лет, а если оскорбление было нанесено с использованием СМИ — до шести лет. Кроме того, статья 2 этого закона предусматривала серьезные ограничения для СМИ, «опубликовавшее материал, оскорбляющий президента СССР или содержащий клевету в его адрес»: его могли оштрафовать на крупную сумму или закрыть по решению суда. Закон просуществовал до распада СССР. Борис Ельцин принимать аналогичный документ, защищающий честь и достоинство президента РФ не стал. Более того в Конституции РФ появилась Статья 29:» Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
Однако в прошлом году реанимировать «советский» закон попытались
депутаты Госдумы предыдущего созыва. Поводом послужили многочисленные ролики, обнаруженные депутатом Романом Худяковым в YouTube. Они, утверждал политик, содержат прямые оскорбления в адрес президента РФ, но наказания за это никто не несет. Худяков пообещал разработать специальный закон о защите чести и достоинства главы государства, взяв за основу образец 1990 года. А также написать обращения в адрес Генпрокурора и главы СКР с требованием положить конец интернет-безоразиям. Но его инициатива не получила административной поддержки.
По словам Вячеслава Володина, Госдума нового созыва пока не приступала к разработке подобного законопроекта. «На сегодняшний день вопрос в повестке не стоит», - сказал он в беседе со студентами и преподавателями «Иннополиса». Хотя, по словам спикера», «это — вопрос безопасности наших институтов, институтов власти». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что у Кремля пока нет позиции относительно идеи принятия закона о защите чести и достоинства главы российского государства. «Вопрос нужно проработать, в том числе изучить международный опыт», — сказал он журналистам. Ранее Песков называл оскорблениями слова представителя Министерства финансов США Адама Шубина, назвавшего Владимира Путина «олицетворением коррупции». «Если бы я, например, допустил подобное оскорбление в адрес президента США, меня бы уволили», - заявил представитель Кремля.
Юристы в свою очередь отмечают, что от заокеанских критиков специальный закон российского президента не спасет. А для наказания сквернословов и прочих невоздержанных на язык граждан внутри страны в законодательстве уже есть все необходимые инструменты. При наличии желания ничто не мешает главе государства защитить свои честь и достоинство в гражданском судопроизводстве. Положения статьи 152 Гражданского кодекса РФ позволяют любому жителю страны требовать по суду опровержения порочащих сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме того, Уголовный кодекс РФ содержит статью 319 «Оскорбление представителя власти», устанавливающую ответственность за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Ее положения, указывают юристы, позволяют уже сейчас привлечь к уголовной ответственности за соответствующее поведение в адрес президента РФ. Правда, наказание невелико — до 1 года исправительных работ. Сам Путин никогда по этим статьям ни с кем не судился. А его добровольные защитники не нашли понимания у российской Фемиды. Например, житель Санкт-Петербурга Александр Скурсис, пытавшийся засудить участников митинга на Марсовом поле 15 января 2015 года, выкрикивавшем матерные оскорбления в адрес главы государства, на свои обращения в разные органы власти получил одни отписки. Например, из МВД ему ответили, что « в действиях и высказываниях участников митинга ничего противозаконного не обнаружено».