Лидер татарского общественного движения "Алтын урда" Данис Сафаргали вслед за Рафисом Кашаповым может быть обвинен в экстремизме. Как стало известно "Idel.Реалии", на прошлой неделе завершилось предварительное следствие, согласно результатам которого Сафаргали стал обвиняемым по статье 282 Уголовного кодекса России за 15 постов в социальной сети "ВКонтакте". Сафаргали своей вины не признает, а его адвокат Ирина Хрунова заявляет об "отвратительном качестве следствия", которое лишь раз допросило ее клиента.
Лидер общественного движения "Алтын урда", отец шестерых детей Данис Сафаргали находится в казанском СИЗО уже четыре месяца. Изначально ему предъявили обвинение в умышленном причинении легкого вреда здоровью, хулиганстве и нанесении побоев в результате потасовки, произошедшей в апреле прошлого года. Однако, как выяснили "Idel.Реалии", в конце прошлого года следователи предъявили Сафаргали обвинение по еще одной статье – 282 УК России – "возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" за 15 постов в социальной сети "ВКонтакте".
Уголовная история Даниса Сафаргали началась в апреле прошлого года. Еще в 2015 году бывшему Институту экономики, управления и права (ныне – Казанский инновационный университет) не хватало зданий для заселения студентов, в результате чего перед деканом экономического факультета была поставлена задача взять здание в аренду. Об этом "Idel.Реалии" рассказала супруга Даниса Сафаргали – Гузель. Руководство вуза нашло здание в Казани по адресу Московская, 66. В конце августа 2015 года студенты заселились, а супруги Сафаргали стали работать там комендантами.
Через некоторое время между владельцем здания и арендатором разгорелся конфликт. В конце января прошлого года Гузель Сафаргали узнала, что находится в положении – именно поэтому супруги попросили руководство заключить с ними трудовые договоры. Им, по словам женщины, на это ответили, что оформлять их официально невыгодно из-за налоговых отчислений и выплат по декрету. Данис Сафаргали, по словам его супруги, заявил, что их такой вариант не устраивает и пригрозил руководству трудовой инспекцией. Обернулось все это тем, что семье Сафаргали перестали платить зарплату.
– В середине учебного года коммерсанты решили открыть хостел вместо общежития и попросили студентов съехать. Нам дали срок до 30 апреля 2016 года. 20-го апреля я должна была идти в женскую консультацию и попросила старшего сына супруга от первого брака подежурить в общежитии. С утра, примерно в полвосьмого, мужу позвонила девушка из общежития и сказала, что сына Даниса избивают. Кроме того, она сообщила, что пришли пятеро мужчин, которые просят объяснительные у студентов о том, кому они платят за общежитие и натуральным образом их выгоняют. Мы приехали на место и увидели, как старший сын Даниса стоит в помещении, на его шее какие-то красные пятна, а рядом небольшая группа студентов. Я увидела глаза мальчика, которого растила с 11 лет, и поняла, какой он растерянный, – вспоминает Гузель Сафаргали.
После этого они вышли на улицу и увидели пятерых мужчин, о которых Сафаргали рассказывала одна из студенток. "Они меня начали отталкивать, прогонять. Один из них повернулся ко мне и пнул в низ живота. Они прекрасно знали, что я в положении", – рассказывает супруга Сафаргали.
Данис Сафаргали оттянул жену за капюшон и закрыл ее, после чего начал кричать на мужчин. "Эта толпа пошла на нас стеной. Данис просто вытянул руку и сказал: "Не подходите, я буду распылять". У него была ангина, и я ему купила Биопарокс – аэрозоль. Была небольшая потасовка, студенты начали на них идти, те на них. Я только смотрела за тем, чтобы Даниса не тронули. Потом я уже увидела и синяки, и ссадины. Пострадали две девушки, которые получили травмы спины и позвоночника. Данис пальцем никого не трогал", – подчеркивает Гузель Сафаргали.
Трое студентов, один ученик колледжа, Данис и Гузель Сафаргали, а также старший сын супруга отправились в отдел полиции "Япеево" и написали заявления. Через полтора месяца в полиции сообщили об отказе в возбуждении уголовного дела. Другая сторона конфликта также обратилась в полицию и первоначально тоже получила отказ, однако Следственный комитет принял решение возбудить уголовные дела в отношении супругов Сафаргали, их старшего сына и брата. По словам Гузель Сафаргали, в отношении нее возбудили дело по ч.1 ст. 116 УК России – "побои" – однако позже эта часть статьи была декриминализирована. Брату Даниса Сафаргали назначили полтора года условно, а старшему сыну – заменили условное наказание (по другому делу) реальным сроком.
Ассоциация коренных народов России в середине декабря прошлого года обратилась к руководителю СУ СКР по РТ Павлу Николаеву, прокурору республики Илдусу Нафикову и уполномоченному по правам человека в Татарстане Сарие Сабурской в защиту Даниса Сафаргали. В своем обращении представители ассоциации отмечали, что "заявления обеих сторон конфликта должны были быть проверены одновременно", однако этого сделано не было.
– В сентябре 2016 года мы подали заявление в ЗАГС Приволжского района Казани, – рассказывает Гузель Сафаргали. – 21-го октября мы пришли расписываться, и в этот момент сотрудники полиции задержали Даниса, поскольку он якобы находился в розыске. Мы об этом ничего не знали – Данис проживал у себя дома, работал на своей официальной работе (капитаном на теплоходе), забирал ребенка из роддома, регистрировал детей по месту прописки. Данис – сам бывший оперативник. Если бы он хотел скрыться, он бы не пошел в ЗАГС. Он у нас единственный кормилец, единственный человек, кто смотрел за домом, кормил семью. Два с половиной месяца по нему не велось абсолютно никаких следственных действий. Данис неоднократно жаловался, что он страдает клаустрофобией – врач СИЗО это подтвердил. На последний суд он даже не смог приехать, поскольку ему стало плохо и ему вызвали скорую. Над людьми нельзя так издеваться.
В конце декабря 2016 года Гузель Сафаргали узнала, что мужу хотят предъявить обвинение еще по одной статье – 282 УК России – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
В постановлении следователя по особо важным делам следственного отдела по Вахитовскому району Казани СУ СКР по РТ о привлечении Даниса Сафаргали в качестве обвиняемого сказано, что он в период с марта 2014 года по март 2016 года на своей странице в социальной сети "ВКонтакте" "действуя с прямым умыслом, с целью возбуждения ненависти и вражды по признаку происхождения, национальности, вероисповедания, а равно принадлежности к определенным социальным группам… разместил материалы, провоцирующие возбуждение межнациональной ненависти и вражды".
Речь, по данным следователей, идет о 15 материалах, опубликованных Сафаргали на своей странице в социальной сети "ВКонтакте". В частности, он опубликовал материал, посвященный русским, комментировал несоответствующие, на его взгляд, действительности сообщения в СМИ, а также публиковал фотографии негативного характера (в том числе с использованием ненормативной лексики, а также изображение похожего на Владимира Путина человека с надписью "Putler Kaput!") в отношении президента России Владимира Путина, его политики (в том числе по отношению к событиям в Крыму) и др.
Согласно комплексной психолого-лингвистической судебной экспертизе, "смысловым содержанием указанных материалов является воздействие на представителей различных групп населения с целью пропаганды принципиальной несовместимости взглядов…, унижение достоинства, целенаправленное формирование негативных характеристик групп лиц по социальному признаку президента России, органов власти, СМИ; оскорбление религиозных чувств верующих православных христиан".
Кроме того, в вину Сафаргали ставят публикацию на своей странице видеоролика "Рашистская псевдо-духовность РПЦ", в результате просмотра которого, по данным экспертов, "может произойти разрушение самосознания, самооценки, замена убеждений, сформированных годами, на новые, противоположные существующим нормам, из-за чего могут сформировать у людей обиду, неуверенность, чувство собственной неполноценности, напряжение, смятение, тревогу, панику и страх перед будущим".
Отметим, что в качестве вещественных доказательств в деле имеется 29 скриншотов со страницы Сафаргали во "ВКонтакте". Среди них – изображения групп, на которые он подписан. Сейчас страница Сафаргали удалена.
"Своими действиями Сафаргали совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст.282 УК РФ – действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды по признакам национальности, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично и с использованием интернета", – сказано в постановлении о привлечении Сафаргали в качестве обвиняемого.
– Это абсурдная ситуация! Данис – публичный человек, историк – он читал курсы по истории Татарстана. Откуда здесь экстремизм, я абсолютно не понимаю. Эти картинки во "ВКонтакте" он сам не создавал – они есть в открытом доступе, он их просто, видимо, сохранил. Если бы он что-то замышлял, он бы, наверное, скрыл свою страницу, – говорит Гузель Сафаргали.
По ее словам, из-за нахождения супруга в СИЗО семья с маленькими детьми оказалась в тяжелом материальном положении.
– Наш дом в Арске у нас в ипотеке. Это большая сумма, и на данный момент она для нас неподъемная. Данис – единственный кормилец, заработок был только от него. Нам сейчас очень тяжело платить ипотеку, соответственно, нам придется продать недвижимость в Казани, которую мы хотели оставить нашим детям, – говорит Гузель Сафаргали.
Она также уточняет, что в СИЗО, где на данный момент находится ее супруг, "ужасные условия – там одна маленькая камера на 12 человек". Кроме того, по словам женщины, свидание с мужем ей разрешили только спустя три месяца, а до этого в просьбах о свидании ей постоянно отказывали.
Одним из вещественных доказательств по делу, рассказывает Гузель Сафаргали, является подписанная лидером ПАРНАСа Михаилом Касьяновым его книга "Без Путина". По словам женщины, в семье есть две такие книги, однако следствие в качестве доказательства оставило лишь ту, которую Касьянов подписал Сафаргали во время приезда в Казань в марте прошлого года.
Адвокат Даниса Сафаргали в деле по экстремизму Ирина Хрунова в беседе с журналистом "Idel.Реалии" подвергла критике результаты предварительного следствия, пояснив, что следователи не изъявили желание проверить версию самого Сафаргали.
– Мой клиент вину не признает. Когда я ознакомилась с результатами предварительного следствия, я оказалась в неком недоумении, если не сказать шоке. Я давно не видела такого отвратительного качества следствия – следователи всем своим расследованием показали, что Сафаргали их абсолютно не интересует. Они проводили какую-то работу с апреля прошлого года по январь этого и в первый и единственный раз допросили Сафаргали в день окончания предварительного следствия, то есть 18 января. Всем своим поведением следователи показали, что они вовсе не собираются проверять версию моего клиента. В этом случае мы все доводы защиты будем излагать только в суде – у нас не остается другого выхода, нам его не дали, несмотря на то, что мы возражали против окончания предварительного следствия, – констатировала Ирина Хрунова.