Две истории о том, как в Москве кинули на деньги полторы тысячи строителей метро и МЦК
Сотрудники двух московских строительных фирм — «СМУ 77» и «Горизонт» — уже много месяцев ждут своей зарплаты, а работодатели из раза в раз кормят их обещаниями и оправданиями. В пятницу, 20 января, около 30 работников в сопровождении нескольких активистов направились в московскую трудовую инспекцию для подачи коллективной жалобы на невыплату оклада. Там на входе их встретили полицейские — и вместо Гострудинспекции строители оказались в ОВД «Орехово-Борисово Южное», где провели несколько часов.
«Нас изначально ждали около трудовой инспекции, потому что эта акция была анонсирована. Сначала было около 10 сотрудников полиции, стоял автобус. Нас пришло порядка 35 человек, и когда увидели это количество, то вызвали подкрепление. В итоге на каждого пришедшего было по сотруднику полиции», — рассказывает председатель межрегионального профсоюза «Рабочая Ассоциация» (МПРА) Григорий Сивачев.
Внутрь здания толпу не пустили, у всех начали проверять документы. Но с ними все оказалось в порядке: мигранты работают в Москве легально, а к россиянам не придерешься. «Внезапно был отдан приказ задерживать. Рабочих стали просто хватать и вести в автозак», — говорит левая активистка Елена Сидоренкова.
В Гострудинспекцию разрешили пройти только двум пришедшим — по одному представителю от каждой фирмы. Они подали индивидуальные заявления. Остальных отправили в отделение, где те просидели до самого вечера.
Точные причины задержания так и остались неясны. Сначала полицейские говорили, что рабочие устроили несанкционированный митинг. Потом — что на них пожаловались местные жители. Среди других объяснений: подавать коллективную жалобу якобы нельзя, а строителей надо проверить по базе на предмет совершенных преступлений.
По словам Сидоренковой, рабочие слышали, как один из сотрудников говорил другому держать их в отделении до 18.00, пока не закроется трудинспекция. «Может быть кому-то надоело, что обманутые работники спрашивают, куда делись их деньги. Мол, они госструктуры изволят беспокоить», — рассуждает еще один левый активист Александр Зимбовский.
В конце дня всех строителей отпустили. Они намерены вернуться в трудовую инспекцию во вторник, 24 января, ведь коллективную жалобу написать им так и не дали.
Зарплаты метростроителей уехали из страны вместе с работодателем
Большая часть задержанных в пятницу — строители, работавшие на компанию «СМУ 77». Она появилась в середине 2016 года и стала субподрядчиком «СМУ Ингеоком», входящего в холдинг «Ингеоком», одного из крупнейших строителей московского метро.
Гендиректор «СМУ 77» — бывший сотрудник «Ингеоком» Анзор Хубулури. От подрядчика его фирма получила часть работ по прокладке Солнцевской линии метрополитена. Например, строители «СМУ 77» работали в тоннеле на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Деловой центр».
Большую часть работников в «СМУ 77» никак не оформили — из нескольких сотен человек официальный договор заключен только с 17. Но даже несмотря на то, что в документе прописан 8-часовой рабочий день, работали все сотрудники до изнеможения: по 12 часов ежедневно, почти без выходных. Пренебрежение было заметно даже в мелочах: им перестали выдавать перчатки для работы в шахтах, трудиться приходилось в плохих сапогах, в которых вечно промокают ноги.
С первого же дня существования «СМУ 77» начались проблемы с выплатой окладов. Несколько месяцев подряд зарплаты выдавались с многонедельной задержкой. За последние полгода рабочие трижды останавливали работы — бастовали по несколько дней. И только тогда работодатель хоть как-то реагировал и давал немного денег: кому две тысячи, кому — пять.
Последний раз строители получили свои деньги в ноябре — это был оклад за сентябрь. С этого момента рабочим больше не платили.
26 декабря 2016 года метростроители в четвертый раз остановили работы. Они обратились в прокуратуру ЮАО, написали обращение в мэрию — сейчас оно находится на рассмотрении в департаменте строительства Москвы.
«Мы посещали департамент строительства, где нам предоставили документы о том, что деньги от „СМУ Ингеоком“ были перечислены „СМУ 77“. И, получается, что гендиректор Анзор Хубулури эти деньги просто украл», — рассуждает Елена Сидоренкова.
В «СМУ Ингеоком» в марте 2016 года была забастовка рабочих, которые не получали зарплату почти полгода. В итоге деньги сотрудникам вернули, но через несколько месяцев ситуация повторилась — на этот раз уже с субподрядчиком.
В четверг, 19 января, рабочие пришли в офис «СМУ Ингеоком», чтобы прояснить ситуацию по зарплате. Внутрь они не попали, охране был дан приказ: за ворота никого не пускать.
В головной компании строителям сказали, что если их работодатель украл деньги, то пусть они с ним и разбираются, говорит активистка. «Но раз компания берет себе такого субподрядчика, то она должна тоже нести за это ответственность! А то удобно получается: подрядчик говорит, что перечислил деньги субподрядчику, а „СМУ-77“ говорит, что им ничего не перечисляли. И таким образом они гоняют рабочих, как футбольный мяч», — сокрушается она.
Анвар Азимов полгода работал в «СМУ 77» проходчиком — рабочим по проходке горных выработок. Вместе с ним метро строили еще 65-70 человек. Большая часть из них — выходцы из среднеазиатских республик.
«Мы работали там с июля до декабря. Июль, август, сентябрь — получили деньги. Октябрь-декабрь нам не платили зарплату. Компания должна всем нам около 8 млн рублей за три месяца», — рассказывает он.
По его словам, гендиректор Анзор Хубулури долгое время говорил строителям, что денег нет. Якобы «СМУ Ингеоком» их не перевел. В четверг, после похода в офис подрядчика рабочие узнали, что средства их работодатель на самом деле получил. Согласно бумагам, предоставленным рабочим в головной компании, 12 января на счет «СМУ 77» были перечислены 12 млн рублей.
«Теперь мы уверены, что он нас обманул. В противном случае он бы отвечал на звонки и не отключал телефон. Думаю, его даже в стране сейчас нет», — предполагает Азимов.
Телефон Хубулури, действительно, недоступен — в течение двух дней Открытая Россия безрезультатно пыталась дозвониться до гендиректора фирмы.
В «СМУ Ингеоком» рабочим обещали, что если ситуация с выплатами в ближайшее время не разрешится, то долг перед ними будет погашен за счет подрядчика. Хотя председатель МПРА Григорий Сивачев уверен, что радоваться пока рано. «Работодатель может решить опять оттягивать и кормить людей обещаниями», — говорит он.
Без денег, еды и жилья
Между тем, строители «СМУ 77» остались не только без зарплат — уже неделю их пытаются выселить из общежития на Дмитровском шоссе, которое принадлежит «СМУ Ингеоком». Попытки выгнать рабочих на улицу предпринимались 14 и 16 января.
«Наш работодатель оплачивает нам это общежитие. Но сейчас жилье нам не оплачено, и поэтому нас собираются выселять», — утверждает Анвар Азимов. — «Мы не знаем, пустят нас в понедельник в общежитие или нет. Нам говорят, что пусть мы хоть Собянина приведем — все равно нас выгонят».
В то же время активисты уверены, что рабочим угрожают выселением, чтобы те забрали поданные в прокуратуру жалобы. «Мало того, что у них украли деньги, так их еще и хотели просто выбросить на улицу», — добавляет Елена Сидоренкова.
Раньше в общежитии жило около 70 сотрудников «СМУ 77», а сейчас — всего 33 человека. Некоторые из метростроителей, отчаявшись, уехали домой. Другие устроились на новую работу.
«Нам же надо оплачивать патент, регистрацию, жилье. А денег нет. Ходим, зарабатываем, в долг берем. Сами понимаете, у всех есть родственники, друзья. Держимся. У кого есть деньги, даем друг другу, помогаем. В одном корабле же находимся», — с грустью говорит Азимов.
Положение у рабочих крайне бедственное, уверен Григорий Сивачев: «Людям просто деваться некуда, хоть на улице живи. Если в течение недели им не отдадут деньги, наверное, придется просто идти жить в офис подрядчика. Это десятки людей без средств к существованию».
МЦК построено, расходимся
История с фирмой «Горизонт» — прямым подрядчиком правительства Москвы — еще масштабней. В 2016 году сумма выигранных компанией контрактов от столичного департамента строительства превысила 5 млрд рублей. Фирма взяла много подрядов: строили Щелковскую эстакаду, Северо-Западную и Северо-Восточную хорды, переходы станции Московского центрального кольца (МЦК) и многое другое.
Чтобы реализовать все эти проекты, летом 2016 года строительная компания начала активный набор работников. Были трудоустроены одномоментно почти 1,5 тысячи человек. Принимали на работу без официального оформления: говорили, что сначала надо отработать испытательный срок, месяц-два, а потом уже приходить с трудовой книжкой.
«Когда испытательный срок проходил, руководство кормило людей завтраками. В итоге, с трудовыми договорами в „Горизонте“ работало буквально несколько человек. Остальным только обещали. Причем это касается не только рабочих из республик, но даже москвичей», — утверждает Елена Сидоренкова.
Из-за того, что сроки по сдаче объектов МЦК поджимали, строители работали без выходных, иногда круглыми сутками. «По двое-трое суток без перерыва люди вкалывали», — уточняет Григорий Сивачев.
Отработав в авральном режиме все лето, сотрудники «Горизонта» так и не увидели своей зарплаты. Некоторым не заплатили за сентябрь-октябрь, другим — еще и за август с июлем.
«Я отработал до конца октября 2016 года. Денег не получал с июля, в итоге уволился. За июль мне должны примерно 60 тысяч, за август и сентябрь — по 40 тысяч, и октябрь — 20 тысяч. Плюс отпускные за полтора года работы. В итоге, порядка 170-180 тысяч», — подсчитывает вслух машинист катка Александр Пискунов.
По его словам, раньше, когда еще давали зарплату, за ней приходилось побегать. Никто не знал, хватит ли фирме денег, чтобы расплатиться со всеми.
«Ее нам выдавали как в игре — поймай покемона. Так и мы за этой зарплатой бегали. Хватит денег, нет — неизвестно. Бывало, хватало. Бывало — нет», — вспоминает он.
Его бывшие коллеги, машинисты катка Иван Шейчук и Роман Ярмолов называют еще большие суммы долга по своим окладам. По их подсчетам, фирма должна каждому из них за август и сентябрь по 250 тысяч с учетом отпускных.
«Последний раз я получил зарплату 30 сентября — за июль месяц. Больше нам не выплачивались ни зарплата, ни авансы, ни проценты. Мы много работали, нам обещали за все заплатить. Мы почти не ночевали, не жили в общежитии, почти все время были на работе», — вспоминает Ярмолов.
Невыплату зарплаты в «Горизонте» объясняли тем, что заказчик — правительство Москвы — еще не оплатил строительство. Руководство все время просило сотрудников подождать, каждый раз называя разные сроки выплат.
«Сначала сказали, что расплатятся до Нового года. Сегодня парень с Орла звонил мне, забирал трудовую. Ему сказали, что деньги будут через месяц. То есть ему тоже ничего не дали», — говорит Александр Пискунов.
Всех уволили, а деньги не вернули
В октябре прошлого года, после сдачи объектов МЦК, фирма начала избавляться от раздутого штата — заказов стало меньше, поэтому и такое количество сотрудников уже не требуется.
«Полторы тысячи нанятых летом людей просто выкинули совершенно бессовестным образом. Человеку говорят писать заявления по собственному желанию, а в трудовой книжке, оказывалось, даже записей никаких нет», — отмечает председатель МПРА Сивачев.
Многие из тех, кому не заплатили, разъехались — денег нет, жить негде. Активную борьбу за свои зарплаты ведут около 200 человек. Естественно, они уже устроились на другую работу. «Но даже среди них не все получили свои трудовые — некоторым не дали, другие не забирали принципиально, пока не увидят расчет», — говорит Сивачев. Елена Сидоренкова добавляет, что многим из тех, кому вернули трудовые, книжки были возвращены пустыми.
В конце 2016 года прошел слух, что «Горизонт» может «закрыться». «Навскидку зарплату не получили около тысячи человек. Там огромные долги по окладам. Почти всю технику компания сейчас выставила на продажу. На „Авито“ видел объявление», — рассказывает Пискунов.
После этого работники обратились в мэрию — туда из «Горизонта» пришел ответ, что с сотрудниками рассчитались в момент выдачи трудовых книжек. Только после обращения строителей в прокуратуру фирма начала понемногу выплачивать деньги, но делала это необычными способами. Например, в качестве посредника «Горизонт» привлек движение «Таджикские трудовые мигранты».
«Людям предлагают получить 50 тысяч рублей — примерно четверть от положенных денег — от таджикской диаспоры и написать расписку о том, что человек получил все причитающиеся ему деньги от компании и больше к ней претензий не имеет», — рассказывает Григорий Сивачев.
Многие строители от отчаяния согласились на такое предложение. Лишь самые принципиальные еще продолжают требовать всей положенной им суммы. «Они пытаются выбить свои деньги и выяснить, почему правительство Москвы отдает подряды на такие социально значимые объекты мошенникам», — уточняет профсоюзный лидер.
Тем, кто не согласился брать деньги от таджикской диаспоры и продолжает приезжать в офис с требованием расчета, предлагают оставлять реквизиты банковских карт. Но на них если и приходят какие-то деньги, то совсем не те суммы, на которые рассчитывают строители.
«Некоторым коллегам приходили деньги, копейки», — говорит машинист катка Ярмолов. Вместо положенных 200-250 тысяч рублей работникам перечисляют 10-15 тысяч.
Его коллега Иван Шейчук добавляет, что после отписки из мэрии строители написали письмо президенту, к нему приложили ответ из правительства Москвы и распечатки с перечислениями зарплаты, которая последний раз приходила в июне. «Теперь этим вроде бы занимается следственный комитет и трудовая инспекция», — неуверенно сообщает он.
«Я отработал всю жизнь. Даже на севере работал. И так в Москве обманывать! Вообще ни в какие рамки», — сокрушается Александр Пискунов.
Связаться с гендиректором «Горизонта» Вадимом Крылковым и его заместителем Николаем Шереметом Открытой России не удалось. В течение двух дней они не отвечали на звонки.