Конституционный суд разрешил не выплачивать компенсацию в размере 1,9 млрд евро бывшим акционерам нефтяной компании ЮКОС по решению Европейского суда по правам человека, сообщает РИА "Новости". Суд решил, что решение ЕСПЧ противоречит Конституции России.
"Россия вправе отступить от наложенных на нее обязанностей, если это единственный способ не нарушить Конституцию РФ", — обосновал решение суда председатель КС Валерий Зорькин. Он подчеркнул, что отношения российского и европейского законодательства должны строиться в форме диалога.
"Европейский суд должен уважать суверенитет российского законодательства", — говорится в решение суда. Зорькин призвал найти компромисс между европейской системой защиты прав человека и правом России не исполнять решения международных судов.
"Российское государство на основе доброй воли вправе произвести определенные выплаты бывшим акционерам компании, пострадавшим от неправомерных действий ее менеджмента, за счет вновь выявляемого имущества ЮКОСа", — говорится в решении суда.
"Хочу подчеркнуть, что это первое решение, когда КС прямо не согласился со Страсбургом", — отметил Зорькин, хотя ранее КС уже выносил решение о неисполнении указаний ЕСПЧ. Речь шла о запрете заключенным голосовать на выборах.
Зорькин также сообщил, что два судьи Конституционного суда не были согласны с решением КС. "Два особых мнения, если не передумают", — анонсировал глава КС. На публикацию особых мнений у судей есть две недели.
Бывшие акционеры ЮКОСа пожаловались в ЕСПЧ весной 2004 года. Они указали, что компания рассматривает действия налоговых служб как незаконный отъем собственности. В России ЮКОС обвиняли в использовании незаконных схем для ухода от уплаты налогов.
В июле 2014 года Страсбургский суд признал претензии бывших акционеров нефтяной компании обоснованными и постановил, что Россия должна выплатить компенсацию в размере почти 1,8 млрд евро.
Конституционный суд разрешил сам себе не соглашаться с решениями международных судов, в том числе с ЕСПЧ, в июле 2015 года.
"Постановление ЕСПЧ не может считаться обязательным для исполнения, если его смысл разойдется с общими нормами права и нарушит принцип невмешательства во внутренние дела государства", — говорилось в постановлении Конституционного суда.
Последние десять дет Россия пытается не исполнять решения ЕСПЧ. Впервые о том, чтобы не обращать внимания на особо неприятные резолюции Европейского суда, заговорили в 2007 году. Тогда председатель Конституционного Суда Валерий Зорькин заявил, что необходимо пересмотреть отношение к ЕСПЧ. И не позволить ему заменить российские суды.
Один из главных в России специалистов по делам в Европейском суде по правам человека, член Московской Хельсинкской Группы адвокат Каринна Москаленко рассказывает о взаимоотношениях Конституционного суда РФ и ЕСПЧ.
— Каринна Акоповна, добрый вечер.
— Добрый вечер. Но вечер на самом деле не добрый, потому что сегодняшние новости нас шокировали. Я не готова сейчас обсуждать дело ЮКОСа, вообще отношение к Европейскому суду. Я хочу сказать самое главное: мы не видели мотивировку. Но что бы сегодня ни заявлял председатель Конституционного суда, все эти вопросы рассматривались Европейским судом, и Европейский суд многое принял во внимание, в любом случае Европейский суд удовлетворил маленькую толику тех требований, которые предъявлял ЮКОС, только то, что нельзя было не взыскать. И при этом Российская Федерация отказывается исполнять решение Европейского суда.
— Каринна, это очень важный вопрос, и я хочу вот что задать: на то и Конституционный суд, чтобы трактовать Конституцию. Я прав или нет?
— Нет. На то он Конституционный суд, чтобы исполнять Конституцию. Сегодняшнее решение так же, как и решение по делу Анчугова и других заключенных, оно не является очень важным, мне совершенно все равно, как будут голосовать заключенные, все равно мы не узнаем истинную картину.
— Вы сейчас напоминаете предыдущее отмененное решение ЕСПЧ, которое Россия отменила.
— Но это неактуальный вопрос был, потому что голосование заключенных, вы знаете, как у нас голосуют заключенные даже в СИЗО, где они имеют право голосовать, это действительно не очень принципиальный вопрос, поэтому на это решение мало кто обратил внимание. Но это решение открыло ящик Пандоры. Дело в том, что статья 15-я российской Конституции запрещает вот так вести себя, как сегодня повели себя судьи Конституционного суда. Это достаточно страшная вещь, потому что если государство официально заявит в Комитете министров Совета Европы о том, что оно не будет исполнять решения Европейского суда, это ломает всю правовую систему Европы, и с таким государством надо решать вопрос о его членстве. А если мы лишимся членства в Совете Европы, то россияне лишатся доступа к Европейскому суду. И те, кто сегодня ликуют по поводу этой мнимой независимости, пусть завтра не уповают на справедливость, им мы ничем помочь не сможем.
— Это ужасно, хочу коротко попросить вас ответить: это будут избирательно принятые решения, которые угрожают конструкции системы: деньгам системы или власти, как в первом решении? Или нет, или это всех коснется?
— Да, конечно, это будут исключительные решения, даже вот по нашему позавчерашнему решению по детям-сиротам и их усыновителям. Вроде бы как уже прозвучали заявления о том, что готовы пересмотреть этот закон, но самое трагическое по этим законам уже произошло. Дело не в этом, дело в том, что нарушен конституционный принцип, установленный основополагающий принцип, закрепленный статьей 15-й Конституции. И если Конституционный суд ломает принципы Конституции, он должен заявить о своей неспособности исполнять Конституцию.
— Спасибо большое. Каринна Москаленко, адвокат, который нередко защищает россиян в Европейском суде по правам человека.