На фоне нового порядка подачи электронных документов в суды почти незамеченным прошел Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 497-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Этим небольшим, но очень интересным законом Государственная Дума РФ установила, что внесение изменений в ГК РФ, а также приостановление действия или признание утратившими силу его положений, осуществляется только отдельными законами. То есть, включить нормы об изменениях в ГК РФ в большой «сборный» закон о внесении изменений у кучу законов – теперь нельзя.
Во-первых, интересно то, что правила о принятии федеральных законов включены не в Регламент Госдумы, не в Федеральный закон о принятии и вступлении в силу федеральных законов и даже не во Вводный закон к ГК РФ, а непосредственно – в Гражданский кодекс РФ (статья 3 ГК РФ дополнена пунктом 2.1.).
Мне вообще казалось, что ГК РФ гражданский оборот регулирует, а не порядок деятельности Госдумы РФ.
Во-вторых, поскольку законы у нас принимает Государственная Дума РФ, то закон этот депутаты адресовали – фактически сами себе. Именно себе депутаты запретили принимать изменения в ГК РФ иначе, как только в форме отдельных законов.
Я не врач, но вроде бы одним из симптомов шизофрении считается расстройство личности, выражающееся, в частности, в настойчивых требованиях пациента к самому себе…
И, наконец, самое интересное для меня, как для судебного юриста: а каковы же последствия нарушения законодателем указанного правила?
Обратной силы Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 497-ФЗ, конечно, не имеет, но что будет, если в 2017 году, после вступления его в силу, депутаты забудут про эту норму и примут закон о внесении изменений в ГК РФ не отдельным законом, а как обычно – в составе большого закона «о внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ»?
Гражданский кодекс РФ содержит абз. 2 п. 2 ст. 3, в силу которого «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу». Но поскольку речь идет о внесении изменений или дополнений в сам ГК РФ, эта норма нам ничего не дает.
Никаких иных правил разрешения такой коллизии не предусматривает ни сам Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 497-ФЗ, ни иное законодательство. При этом, с одной стороны, закон о внесении изменений в ГК РФ будет более поздним законодательным актом, с другой стороны, п. 2.1. ст. 3 ГК РФ – норма специальная, относящаяся к конкретной локальной ситуации.
Отсюда вопрос: если в 2017 году, после вступления в силу Федерального закона № 497-ФЗ, депутаты, в нарушение указанного правила, примут закон о внесении изменений в ГК РФ не отдельным законом – будет ли такой закон действовать? Или его можно/нужно признавать не подлежащим применению в силу противоречия п. 2.1. ст. 3 ГК РФ?
Коллеги, как думаете?))