Его получили предприниматели, которые отныне не должны платить несоразмерно большие страховые взносы
Конституционный Суд РФ опубликовал постановление, разъясняющее порядок исчисления страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем. Согласно позиции КС РФ, доход, с которого уплачиваются взносы, должен быть уменьшен с учетом расходов на ведение хозяйственной деятельности.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Кировского областного суда, который рассматривал дело по иску территориального управления Пенсионного фонда РФ к местному предпринимателю В.В. Тищенко о взыскании недоимки по страховым взносам. Бизнесмен уплатил с чистой прибыли взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 38 635 рублей. Однако, по мнению ТУ ПФР, страховые взносы подлежали уплате исходя из общей суммы полученного плательщиком дохода, превысившего 300 000 рублей, и потому должны были составить 138 627,84 рубля.
Посчитав, что нормы, на основании которых взыскиваются страховые взносы, могут нарушать права предпринимателей, поскольку не содержат понятия дохода для исчисления взносов, облсуд обратился в КС РФ с просьбой проверить конституционность п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст. 227 Налогового кодекса РФ.
КС РФ изучил дело бизнесмена и указал, что федеральный законодатель, «признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права», исходил из того, что «они осуществляют предпринимательскую деятельность на свой риск, как это вытекает из ст. 2 ГК РФ, а следовательно, их доход не является постоянным и гарантированным в отличие от заработной платы работающих по трудовому договору».
Поэтому, отметил КС РФ, «при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет)». Соответственно, хотя налоговое законодательство России и не использует понятие «прибыль» применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений ст. 210, 221 и 227 НК РФ подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Хотя КС РФ ранее уже выделял отличительные признаки налогов и страховых взносов, отдельные его правовые позиции, касающиеся налогообложения, применимы и в отношении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию (Определение от 15 января 2009 г. № 242-О-П). Это относится и к требованию экономической обоснованности установления расчетной базы для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию, зависящей от размера доходов индивидуального предпринимателя и предполагающей при определении их размера учет документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
В противном случае, подчеркивает КС РФ, не исключена ситуация (как в деле заявителя), когда размер страховых взносов, подлежащих уплате, исказит смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем его дифференциации в зависимости от доходов индивидуального предпринимателя, «повлечет избыточное финансовое обременение индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а следовательно, нарушение баланса публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Тем самым нарушались бы гарантированные Конституцией РФ свобода экономической деятельности и принцип неприкосновенности частной собственности».
Исходя из этих постулатов, КС РФ признал оспоренные положения двух вышеназванных законов не противоречащими Конституции РФ.
«Когда рассмотренный КС РФ вопрос о страховых взносах только возник в правоприменительной практике, казалось, и ежу понятно, как толковать соответствующие нормы, – прокомментировал адвокат Свердловской областной коллегии адвокатов Владислав Ташланов возникшую в практике ситуацию. – Но нет – пришлось с Конституцией РФ сверяться. В этот раз – в пользу бизнеса».
Он назвал постановление КС РФ новогодним подарком индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой, и иным лица, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Адвокат также отметил, что с точки зрения прикладного значения постановление КС РФ дает тем предпринимателям, которые уплатили страховые взносы за 2014 и 2015 гг., исходя из валового дохода, право обратиться в Пенсионный фонд РФ с заявлением о зачете или возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.