Родной брат бывшего владельца Черкизовского рынка Тельмана Исмаилова находится под стражей. Фактически его подозревают в организации убийства двух бизнесменов, и теперь мужчине может грозить пожизненное лишение свободы. Таких расправ Россия не помнит со времен 1990-х. В чем же их причина?
Большие долги
Как стало известно 21 ноября, Можайский городской суд на два месяца и 25 дней продлил арест Рафика Исмаилова, пишет Life. Его обвиняют в расстреле владельца его бывшего партнера Владимира Савкина и учредителя «Люблино моторс» Юрия Брылева.
Сам Рафик Исмаилов свою вину в совершении преступления не признает, но в то же время подтвердил факт пребывания на заправке в момент встречи киллера и бизнесменов.
По данным источника издания, причиной расправы могло стать нежелание Исмаилова отдавать Савкину долг в 5,5 млн долларов. Дело в том, что когда-то они были совладельцами крупного торгово-развлекательного комплекса в столице. Родственник главы «Черкизона» общий бизнес продал и забрал все деньги себе, а часть суммы так и не вернул. В свою очередь бизнесмен пытался получить у Исмаилова свою долю, но дело закончилось убийством.
Отметим, расстреляли бизнесменов еще 15 мая на Новорижском шоссе в Московской области. Следствие доказало, что Рафик Исмаилов привез на место убийства киллера – ранее задержанного Мехмана Керимова. По информации источника в правоохранительных органах, он назначил встречу с Владимиром Савкиным на АЗС BP на Новорижском шоссе. За несколько минут до приезда бизнесменов на заправку заехал Mercedes, принадлежащий Раулю – племяннику Тельмана Исмаилова и сыну Рафика.
То, что в машине находились брат олигарха и киллер, подтверждено записью с камер видеонаблюдения, установленных на АЗС. Автомобиль припарковался подальше, чтобы бизнесмены не смогли увидеть в салоне самого Исмаилова.
В итоге к Савкину вышел только Мехман Керимов, и после недолгой беседы он сел в джип Toyota Land Cruiser своих будущих жертв и выехал в сторону области. Через 40 секунд за ними с парковки двинулся и Mercedes с Рафиком Исмаиловым. Далее автомобиль с бизнесменами остановился, и они были убиты.
Подозрение в заказном убийстве
По словам представителя правоохранительных органов, Мехман Керимов играл в этом конфликте роль посредника и приехал на встречу к Савкину в качестве переговорщика. Однако родственники погибшего считают, что это было заказное убийство, чтобы не возвращать многомиллионную долю.
Предполагаемого исполнителя задержали через два дня после преступления. Керимов прятался в квартире другого брата Тельмана Исмаилова – Вагифа, который является бывшим работником главного управления уголовного розыска МВД. Свою вину киллер признал и фактически все взял на себя, заявив, что ему Савкин задолжал полмиллиона долларов, но подтвердить факт наличия этого долга обвиняемый не смог. Затем по подозрению в причастности к совершению преступления задержали Рафика Исмаилова, но следствие в отношении него затормозилось, несмотря на обилие улик. Предположительно, причиной тому стало давление на правоохранительные органы.
Так что брат бывшего владельца «Черкизона» еще четыре месяца был на свободе. Только после вмешательства главы СКР Александра Бастрыкина следствие собрало необходимые основания для заключения родственника бизнесмена под стражу. Таким образом, в списке подозреваемых уже два человека. По факту случившегося возбуждено уголовное дело по части 2-й статьи 105 УК РФ «Убийство двух и более лиц», согласно которой обвиняемым может грозить наказание вплоть до пожизненного заключения.
В Следственном комитете газете ВЗГЛЯД отказались давать информацию по делу, поскольку расследование продолжается. В СКР пояснили, что пока речь идет только о продлении сроков ареста. На сайтах судов Московской области данных о слушаниях по делу в открытом доступе также нет.
Рост числа «решальщиков»
Пока же здесь больше вопросов, чем ответов. Если смотреть на проблему шире, то она отчасти может вернуть нас в 1990-е, когда такие разборки считались чуть ли не нормой. Действительно ли эти суровые времена возвращаются?
Как считает зампредседателя комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты Дмитрий Галочкин, налицо проблема трудности взаимодействия между должником и кредитором, но дело не только в этом.
«Из-за коррумпированности некоторых судебных органов бывает сложно добиться правды как со стороны должника, так и со стороны кредитора. Второй момент – перегруженность работой судебных приставов. Они не всегда чисто физически могут выполнять свои прямые обязанности, если на каждого пристава там по 7–10 исполнительных производств. Потом институт коллекторов себя тоже дискредитировал, и в глазах общественности фактически стерты границы между ними и бандитами», – объяснил общественник газете ВЗГЛЯД.
«В этой связи возрастает роль «решальщиков» в погонах или преступных авторитетов, которые начинают брать на себя функции урегулирования вопросов задолженности и действуют своими привычными методами. Если государство не сможет эффективно отрегулировать вопросы об экономических спорах и конфликтах в правовом поле, то коммерсанты будут пользоваться услугами подобного рода деятелей», – добавил Галочкин.
Эффективность работы правоохранительных органов
Директор автономной некоммерческой организации «Агентство правовой информации «Человек и закон», правовой эксперт ОП Борис Пантелеев со своим коллегой в целом согласен.
«Отсутствие эффективной судебной системы и факт наличия коррупции в правоохранительных органах действительно толкают людей на крайние меры. Когда-то все надеялись, что система арбитражных судов будет расти и развиваться, экономические споры и конфликты там будут решаться все более качественно, но эта тенденция была пресечена, когда арбитражный суд был ликвидирован как самостоятельный орган судебной власти и их сравняли с судами общей юрисдикции. Сейчас мы наблюдаем в арбитражных судах очевидный регресс в плане качества рассмотрения дел», – рассказал юрист газете ВЗГЛЯД.
Он объяснил, что дело в том, что реально никакой реформы в полиции, судах и прокуратуре так и не произошло. Пантелеев констатировал, что обращение в правоохранительные органы так и не стало эффективным, доступным, качественным и быстрым решением конфликтных ситуаций, поэтому люди стали чаще прибегать к помощи различного рода «решальщиков». В отношении конкретного дела правовой эксперт не удивился, что вновь проявились люди, связанные с Черкизовским рынком.
«Когда Юрия Лужкова снимали с поста, был большой скандал, и генеральный прокурор тогда говорил, что история «Черкизона» – это ад, бездна преступлений, и для их расследования нужно привлечь лучшие силы прокуратуры и следствия. Потом все рассосалось, и до посадки крупных мафиози дело не дошло. Сейчас те, кто работал там, трудятся на рынке, расположенном у МКАДа на юго-востоке Москвы. Тем не менее после закрытия «Черкизона» появилось много обиженных и недовольных людей, кто-то потерял целое состояние, кто-то будет мстить», – заметил Пантелеев.
«К сожалению, возвращаются те самые разборки, которые теперь будут проходить в более жестокой форме. В случае с произошедшим убийством на Новорижском шоссе они, видимо, понимали, что дешевле было убить человека, чем отдавать ему долг, к тому же за ними наверняка кто-то стоял», – добавил эксперт.
По мнению Дмитрия Галочкина, дело в том, как оформлены документы. Он объяснил, что в правовом поле убийство человека не лишало бы необходимости взыскания задолженности.
Банкротство Исмаилова
Брат подозреваемого Тельман Исмаилов в августе 2016 года признан банкротом. Арбитражный суд Москвы ввел реструктуризацию его долгов. По данным Forbes, в 2015 году состояние бизнесмена составляло 0,6 млрд долларов.
Арбитраж Московской области 21 декабря 2015 года по заявлению гражданина Бориса Зубкова, которому Исмаилов задолжал 15 млн рублей, признал последнего банкротом и ввел в отношении него на полгода процедуру реализации имущества. Как следует из решения суда, общая задолженность Исмаилова перед кредиторами на момент обращения в суд Зубкова превышала 20 млрд рублей.
Предприниматель Исмаилов, контролирующий группу компаний «АСТ» и входящий в рейтинг богатейших бизнесменов России, в 2009 году столкнулся с масштабными претензиями со стороны правоохранительных органов к деятельности своего главного актива – Черкизовского рынка, крупнейшего в столице центра мелкооптовой торговли. Рынок был закрыт после того, как органы санитарного контроля обнаружили там многочисленные нарушения.