Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела дело по кассационной жалобе компании на решения судов в трех инстанциях, которые не удовлетворили требование к налоговой инспекции о возврате излишне взысканных налогов (налог на прибыль, НДС, транспортный налог, НДФЛ). Размер требования с учетом пеней и штрафов составил 1,7 млн руб.
Суть дела заключалась в следующем: после выездной проверки налоговики составили акт о налоговых правонарушениях и приняли решение о привлечении компании к ответственности (п. 1 ст. 122 НК РФ). Обществу было доначислено 1,7 млн руб. с учетом штрафа и пеней. На эту сумму инспекция выставила требования, которые компания оплатила.
Затем компания решила, что уплаченные суммы являются излишне взысканными и написала в налоговый орган заявление об их возврате. Инспекция вернула только переплату по транспортному налогу в сумме 36 руб. После чего компания обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с налогового органа оставшейся суммы переплаты. (ст. 79 НК РФ). Суды в первой инстанции, апелляции и кассации сочли, что оснований для признания данных сумм в качестве излишне уплаченных (взысканных) не имеется, так как решение налогового органа обжаловано не было, и уточненных налоговых деклараций компания также не предоставила.
Между тем, ВС РФ признал выводы судов ошибочными, так как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога являются независимыми правовыми процедурами. А при наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик может выбрать между ними. В данном случае, когда налогоплательщик инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта. Если его признают незаконным, то налоговый орган обязан будет возвратить уже взысканный налог. При этом акт налогового органа не обязательно признавать недействительным (п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
При разрешении споров, связанных с возвратом налогов, судам следует исходить из того, что налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения налогового органа. Следовательно, добровольное перечисление налогов во исполнение решения налогового органа не является препятствием для последующего возврата таких платежей, как излишне взысканных (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 12 мая 2016 г. № 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства").
Представители ВС РФ также пояснили, что уточненные декларации компании представлять не нужно, поскольку компания истребовала у налогового органа именно те суммы налогов, которые были доначислены в конкретном решении инспекции. А требование о представлении им уточненных налоговых деклараций, по существу, означает требование о повторном представлении тех же деклараций, которые были представлены ранее.
Руководствуясь вышеперечисленными фактами, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила предыдущие решения судов и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (Определение ВС РФ от 20 июля 2016 г. № 304-КГ16-3143).