Минувшим жарким летом автомобили заполонили подъезды к черноморским курортам Кубани. В этих автомобильных очередях фраза «эх, черт подери, эти дороги!» была самой мягкой среди тех, которыми обменивались по пути к морю водители и пассажиры. Главная пробка начиналась чуть ли не на выезде из Краснодара и заканчивалась на берегу Черного моря…
Понятно, что заторов добавляла реконструкция трассы, которую начали в разгар самого сезона и оползневые участки между Туапсе и Сочи. Делать было нечего — люди загорали еще до попадания на пляж. Понятно, что такого автостолпотворения не могли не заметить власти Краснодарского края. Под занавес сногсшибательного курортного сезона власти приняли долгожданное решение — выделить из бюджета Краснодарского края на капремонт участка автодороги Майкоп-Туапсе в Апшеронском районе 200 миллионов рублей. На эти деньги планируются ликвидировать оползни, провести инженерную защиту придорожной территории, отремонтировать водоотводы.
А что это собственно за забытая такая дорога? Как ни странно, это самый короткий путь к южной части Черноморского побережья Кубани — в Сочи и Туапсе. Длинна этой убитой трассы 142 километра. Если бы еще по ней могли передвигаться без риска оставить на дороге подвеску легковые машины! Этакая трасса Москва-Санкт-Петербург южного направления. Этот путепровод к морю проходит через республику Адыгея и всегда имел стратегическое значение.
Впервые получив массовый наплыв автотуристов на море в 2015-м году, об альтернативном пути к морю вспомнили, а теперь в администрации Краснодарского края и посчитали во что выльется реанимация «второго пути» к морю по автодороге Майкоп-Туапсе. Цифирь получилась не то чтобы не подъемная, но и не малая — 90 миллиардов рублей. Естественно, за получением таких денег придется бить челом к Федеральному дорожному агентству. Да и что-то мне подсказывает, что, если такие деньги раздобудут, новую старую дорогу назначат платной.
Как ни странно это звучит, но я почти уверен, что в этом конкретном случае, плата за проезд не вызовет больших волнений среди автотуристов. Получив «тепловые удары» на автоподступах к Черному морю в этом году, потенциальные курортники готовы были, кажется, платить любые деньги, чтобы сохранить хотя бы какие-то положительные эмоции по дороге к курортам. Словом, реконструкцию трассы Майком-Туапсе следует ожидать к курортному сезону 2017…
А теперь я раскрою страшную военную тайну. Не поверите, но в семидесятых годах прошлого века через Адыгею начали строить второй альтернативный въезд-выезд непосредственно в город-курорт Сочи и обратно! Трасса должна была пролегать через поселок Солохаул и вылетать из глубины гор в районе сочинского Дагомыса. Думаю, те кто пилил этим знойным летом в Сочи на своей машине, сразу поймет «разгрузочную» перспективность заезда в город-курорт с этого направления. Новая дорога пророчила самому Солохаулу славу Красной Поляны-2, в округе построили гостевые правительственные апартаменты, а окрестные горы имеют катабельные горнолыжные склоны, хотя чиновники в то время занимались в здешних краях не спортом, а охотой.
Проект второй дороги «в Сочи и обратно» казался настолько реальным, что у будущей дороги построили пятизвездный комплекс «Шахе». Казалось, транзитные машины вот-вот за бибикают, однако дорожно-строительное дело встало на месте вместе с началом перестройки. До Солохаула от Дагомыса автобан соорудили, но дотянуть его до Адыгеи не успели. Не смогли осилить всего каких-то 30 километров! Более того, новую планируемую дорогу успели нанести на стратегические карты. Был курьезный случай, когда в солохуальских краях заблудилась целая войсковая колонна, которая заехала в недостроенный тупик, пытаясь покинуть Сочи. Представляете, чего стоило развернуть обратно тяжелую военную технику на горном серпантине…
Похоже, губернатор Кубани Вениамин Кондратьев после «автопробочного» дорожного лета-2016 всерьез взялся за модернизацию путепроводов на морские курорты вверенного ему края. По-видимому, теперича и инвесторов на «оставшиеся» 30 километров новой-старой дороги к морю через Адыгею и сочинский Солохаул, можно будет соблазнить, предварительно оговорив, что достроенная дорога может стать платной. На этом пути туристы будут экономить время, но тратить деньги на проезд. Естественно, сохранится и неоплачиваемый путь к морю через Краснодар и Горячий Ключ, где деньги можно сэкономить, но потратить время. Ну а выбор между деньгами и временем сделают сами туристы, тем более, что дешевых чартеров, как в Турцию, на наши курортные берега никто не обещает и обещать, похоже, не собирается…