Близится тот момент, которого все ждали — «пакет Яровой» постепенно переходит в разряд «легендарных проектов», вставая в один ряд с «Зенит-ареной» и «Керченским мостом», стоимость которых чуть более, чем не склонна к уменьшению.
Затраты на реализацию «антитеррористических поправок» ранее «Большая тройка» и Tele2 оценивали совокупно в 2,2 трлн руб. По оценке гендиректора российского разработчика систем хранения данных (СХД) и другого оборудования АРСИЭНТЕК Дениса Нештуна, в соответствии с заявленными операторами объемами, сумма может быть еще выше — до $156 млрд (более 10 трлн руб. по текущему курсу). «Если несколько снизить требования по доступности и учесть, что накапливать эти объемы надо с 2018 года, а цены на носители благодаря развитию технологий стремительно падают, эти значения могут снизиться раза в четыре»,— говорит он. Однако еще около 10-20% данной суммы операторам придется ежегодно вкладывать в поддержку системы. То есть тенденция к значительному увеличению расходов при любом раскладе намечается уже сейчас.
В связи с этим, с грустью вспоминаешь о фактическом сворачивании программы по устранению «цифрового неравенства», где дело встало «всего-то» из-за 6,9 млрд рублей!
Бывший сотрудник «большой тройки» также оценивает суммарные затраты операторов в триллионы рублей и ставит под вопрос способность небольших операторов выполнить требования «закона Яровой»:
«Мелкие операторы начнут покупать подключения к системе съема информации у «большой тройки» и «Ростелекома» или вовсе уйдут с рынка».
.
С ним согласен и топ-менеджер крупного интернет-провайдера: «Маленькие и средние операторы будут вынуждены обращаться за соответствующим сервисом к большим операторам, у которых может получиться построить такую систему сбора информации. Но сделать для себя — одно дело, а сделать еще и для продажи в качестве сервиса — совсем другое». Он отмечает, что не менее важной будет стоимость таких посреднических услуг для операторов:
«Может оказаться так, что мелкие и средние компании просто не смогут оплачивать такие услуги, тогда бизнесы начнут закрываться или окажутся в нелегальном поле».
.
Операторы связи совместно с Минкомсвязью разработали технические требования к комплексам и оборудованию, необходимым для сбора, хранения и предоставления голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- и иной пользовательской информации в рамках «закона Яровой», а также примерные схемы модернизации сети под оборудование для съема трафика (копии документов есть у «Ъ»). Два собеседника «Ъ», знакомые с содержанием документов, утверждают, что на данный момент технические требования проходят финальный процесс согласования между Минкомсвязью, Минпромторгом и ФСБ.
Дело в том, что 1 сентября подходит срок исполнения соответствующего поручения Владимира Путина, в этот день Минпромторг должен представить президенту доклад о возможностях, сроках и объемах финансовых затрат для организации производства отечественного оборудования и программного обеспечения с указанием конкретных производственных площадок в России. В МТС подтвердили, что операторы направляли в Минкомсвязь примерные технические параметры оборудования и ПО, необходимые для реализации закона. Представитель Минкомсвязи сообщил, что «министерство на данный момент сотрудничает с Минпромторгом по этому направлению». В Минпромторге пока эту информацию никак не прокомментировали.
Согласно расчетам, сделанным одним из операторов, к концу 2018 года суммарная нагрузка по трафику на сети фиксированной и мобильной передачи данных составит 107 142 Gbps (гигабит в секунду) у «Ростелекома», операторов «большой тройки», «Транстелекома», «Межрегионального Транзиттелекома» и остальных российских операторов вместе взятых.
В материалах «Вымпелкома» говорится, что к этому времени сеть компании будет состоять из 227,6 тыс. узлов уровня доступа абонентов и агрегации, суммарная нагрузка на которые составит 2500 Gbps, трех стыков с зарубежными операторами, которые будут загружены на 800 Gbps, и 76 стыков с контент-провайдерами и пиринговыми площадками, через которые суммарно будет проходить 2600 Gbps. Совокупная лицензионная емкость оборудования, установленного компанией в своей подвижной сети передачи голосовой информации, сможет позволить ей при необходимости обслуживать 100 млн абонентов и 2 млн одновременно установленных соединений. Оператор предполагает, что за 2018 год длительность разговоров его абонентов составит 317 млрд минут, половину из которых ему придется хранить. В результате объем информации, которую «Вымпелком» будет вынужден хранить в течение полугода, на конец 2018 года будет равняться 12,5 ЭБ, из которых 5 ЭБ — данные и голосовой трафик, а 7,5 ЭБ — видео с IP TV и VoD. Представитель «Вымпелкома» от комментариев отказался.
МТС указала, что в 2018 году ей, вероятно, придется сохранить за полгода около 3,4 ЭБ информации, из которой трафик абонентов фиксированной связи составит 2,5 ЭБ, а мобильной — 0,88 ЭБ. Согласно приведенным данным по нагрузке на сети всех операторов, через сеть МТС будет проходить около 15 000 Gbps. У компании будет семь стыков с зарубежными операторами связи и 97 — с контент-провайдерами и пиринговыми партнерами.
У «Ростелекома» к этому времени число узлов доступа и агрегации в сети дорастет до 2,79 млн, нагрузка на которые будет составлять 8695 Gbps, кроме того, в сети оператора будут работать пять стыков с зарубежными операторами и 80 стыков с контент-провайдерами и пиринговыми площадками. В результате суммарная нагрузка на сеть передачи данных «Ростелекома» составит около 15 000 Gbps. Оператор подсчитал, что ему придется хранить 15 млрд минут, которые его абоненты фиксированной связи наговорят с июля по декабрь 2018 года, но конкретных объемов информации, необходимой к хранению, не указал. Так же поступил и «Мегафон» — компания указала лишь, что число узлов уровня доступа абонентов и агрегации в ее сети на конец 2018 года составит 48,5 тыс., суммарная нагрузка на которые составит около 13 500 Gbps, а через ее 40 стыков с контент-провайдерами будет проходить еще 4170 Gbps. В «Ростелекоме» отказались от комментариев.
Кроме того, операторам связи предстоит модернизировать оборудование для установки точек съёма информации, которые будут дублировать, агрегировать, обрабатывать и затем передавать её в центр обработки данных (ЦОД), причём сделать это придётся так, чтоб не пострадало качество связи. Источник в одной из зарубежных компаний утверждает, что один из западноевропейских операторов сейчас проводит конкурс на платформу с модулем перехвата трафика — по запросу от органов функционал должен позволять активировать и останавливать перехват информации на платформе до клиента. То есть всех подряд этот оператор записывать не планирует. В требованиях к системе указано, что должна быть возможность отслеживать одновременно до пяти абонентов и позволять хранить информацию о том, куда они «ходят» в интернете, то есть только метаданные, а не сам контент.
Судя по всему, торговля за поправки к «антитерористическому пакету», финансовое обоснование которого депутаты даже и не думали предоставлять пред светлы очи СовФеда и Президента, будет продолжаться ещё долго. Вообще не понятно, какой должна быть ещё аргументация, доказывающая полную несостоятельность принятого в июле законопроекта Яровой-Озерова. Такое ощущение, что политики уже давно перестали самостоятельно считать деньги, если вообще напрочь не забыли значение арабских цифр. А к антиконституционности «антитеррористического законодательства» апеллировать уже бесполезно, когда депутаты взялись бороться с законами физики и математики. Пока же это прогнозируемо выглядит не более, чем очередным средством вытягивания астрономических сумм из бюджета государства и карманов россиян, у которых операторы связи и провайдеры резонно попросят возместить свои расходы.