Предложения по реформированию Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), по информации «НГ», подготовлены в Институте проблем современного общества (ИПСО). По мнению его экспертов, в нынешнем своем виде пенитенциарная система преступников не исправляет, а наоборот, порождает рецидивистов, причем за деньги налогоплательщиков. Поэтому реформа ФСИН прежде всего должна быть направлена на повышение ее открытости перед обществом.
В распоряжении «НГ» оказался проект «Концепции повышения эффективности исправительной системы», в котором предлагаются меры по повышению прозрачности работы ФСИН и снижению бюджетных затрат на ее содержание. После общественного обсуждения концепцию представят на заседании Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина.
Сегодня в российских тюрьмах находится около 650 тыс. человек. Таким образом, Россия занимает второе после США место в мире по количеству заключенных. На ФСИН федеральный бюджет ежегодно выделяет около 270 млрд руб. То есть примерно 400 тыс. руб. на одного заключенного.
Однако, как отметили специалисты ИПСО, «из этой суммы непосредственно на содержание осужденных идет не более 10–15%, а почти 75% приходится на обеспечение сотрудников ФСИН». Их же по стране около 300 тыс. человек. Так что «реальное обеспечение заключенных чаще всего осуществляется за счет их родственников», уверяют авторы концепции. При этом они утверждают, что учреждения исполнения наказаний давно зарабатывают на осужденных. Речь идет о поборах, серых схемах на производстве, принудительном труде.
При этом работа самого ФСИН глубоко убыточна, настаивают эксперты. По итогам прошлого года производственным сектором исполнительной системы было выпущено товарной продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму всего около 30 млрд руб., к тому же «из них более половины объема выпуска идет на нужды самой ФСИН».
Несмотря на огромные финансовые вливания, отмечается в документе, уровень рецидивной преступности растет. По статистике, каждое второе преступление совершается ранее судимыми лицами. Среди находящихся в местах лишения свободы осужденных количество рецидивистов достигло 64%, хотя еще несколько лет не превышало 50%.
«Это позволяет сделать вывод о том, что проблема заключается не в нехватке финансирования, а в том, что в нынешнем виде уголовно-исполнительная система окончательно перестала выполнять свою основную функцию исправления преступников и обеспечения их подготовки к нормальной жизни в обществе», – подчеркивается в концепции.
Помимо финансовой нагрузки, большое количество заключенных создает колоссальную нагрузку и на судебную систему. За год суды рассматривают свыше 100 тыс. ходатайств об условно-досрочном освобождении (УДО), замене наказания на более мягкое, о пересмотре приговора: «При такой нагрузке возникают сомнения в качестве решений. Система принятия решений является крайне непрозрачной». В результате, указывают эксперты, судебная система, по сути дела, устранилась от внимания к проблемам УДО и все чаще стала принимать сторону администраций учреждений, не рекомендующих соответствующие ходатайства.
В ИПСО полагают, что если менять подход к организации работы исправительной системы, то начинать нужно именно со снижения числа заключенных за счет механизмов УДО и альтернативных видов наказаний. Кстати, экспертами установлена прямая зависимость между доступностью УДО и уровнем рецидивной преступности. По их словам, «лица, которым неоднократно было отказано в таком акте гуманизма, более склонны к повторному совершению преступлений».
Авторы концепции предлагают создать открытую информационную систему по всем осужденным. Предлагается помещать в нее необходимые данные о заключенных – о совершенном деянии, наказании, поведении в местах лишения свободы, мерах по компенсации причиненного его преступлением вреда. «Это повысит уровень общественного контроля над отбыванием наказаний без вмешательства в работу ФСИН», – говорится в документе.
Есть в нем и рекомендация по усилению прокурорского надзора за ФСИН. Специалисты ИПСО констатируют: «Требуется периодическая ротация кадров либо проведение мероприятий по контролю над деятельностью прокуратур по надзору с выездными проверками. Возможно, имеет смысл выведение прокуроров по надзору из состава региональных прокуратур в федеральное подчинение – это 2–3 тыс. человек».
Эксперты выдвинули и предложение по обновлению всей нормативной базы ФСИН, в том числе инструкций и регламентов, «под текущие реалии, внедрение единых стандартов по всей системе», а также установлению единой системы видеоконтроля за местами лишения свободы с возможностью доступа к этим материалам по запросу суда и прокуратуры.