На электронную почту РосКомСвободы пришло письмо от председателя правозащитной организации «Гражданский контроль» Елены Шаховой, представляющей интересы питерского журналиста Романа Захарова, выигравшего дело в Европейском Суде по Правам Человека (ЕСПЧ) о незаконности тотальной прослушки абонентов российских операторов связи с помощью системы СОРМ. Как сообщает Шахова, журналист требует от российской судебной системы пересмотреть его дело, отключив «прослушку» мобильных номеров. 19 августа 2016 года это заявление в Василеостровском районном суде Санкт-Петербурга рассматривала судья Луканина Т. В., которая в 2005 году отклонила иск:

«Внимание! В связи с особенностью функционирования ГАС «Правосудие» информация о назначении слушания по делу не опубликована на сайте суда.

В связи с принятием закона Озерова-Яровой и предложением ФСБ использовать для его исполнения оборудование СОРМ, уже установленное на сетях операторов, особый интерес вызывает судебный процесс, проходящий сейчас в Василеостровском суде Санкт-Петербурга. Журналист Роман Захаров обратился с иском к «Мегафону», «ТЕЛЕ2» и «Билайну» с требованием отключить его абонентские номера от «прослушки».

Операторы опасаются, что финансовые расходы по исполнению закона Озерова-Яровой будут возложены на них, достаточно ли этих финансовых рисков для того, чтобы операторы боролись за право своих клиентов на тайну связи? На чьей они стороне? Учтет ли российский суд позицию Европейского суда по правам человека? Будет ли пересмотрено решение? Будет ли установлен судебный контроль над прослушкой? Все это выяснится в судебном процессе.

Напомним, что 4 декабря 2015 года Роман Захаров выиграл дело в Европейском суде по правам человека «Захаров против России». По российскому законодательству решение ЕСПЧ является достаточным основанием для пересмотра решений российских судов по вновь открывшимся обстоятельствам. Поэтому заявитель снова обратился в Василеостровский суд Санкт-Петербурга с требованием отключить его абонентские номера от «прослушки» (система оперативно-розыскных мероприятий – СОРМ).

На первое судебное заседание, которое состоялось 23 июня 2016 года, пришли руководители юридических департаментов петербургских филиалов «Мегафона» и «ТЕЛЕ2» – двух из трех ответчиков (представитель «Билайна» не явился). Также присутствовал представитель Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которое фигурирует в данном деле как третье лицо. От Минсвязи, также участвующего в процессе в качестве третьего лица, никто не пришел. Зато на заседании присутствоваа и даже попыталась принять участие в процессе представитель «МТС», еще одного оператора мобильной связи, которая то ссылалась на вызов из суда, то на «простой интерес» к делу. Кто именно вызвал ее в суд, в итоге осталось не известным».

.

К сожалению, Василеостровский районный суд Петербурга не удовлетворил иск журналиста Романа Захарова «Мегафону», «ТЕЛЕ2» и «Билайну» с требованием отключить его абонентские номера от «прослушки». По словам Захарова,

«Система устроена так, что невозможно даже доказать факт прослушки. То есть граждане России лишены эффективных правовых норм, чтобы отстаивать свои права. Решение ЕСПЧ о том, что права на частную жизнь нарушены, было принято единогласно, с участием судьи от России».

.

Судья Луканина сочла, что Роман Захаров не является жертвой нарушений права на тайну связи и нет никаких доказательств того, что «прослушка» абонентских номеров журналиста ведется, несмотря на то, что именно это уже было установлено вступившим в силу постановлением ЕСПЧ.

Заседание в районном суде продолжалось более трех часов, в судебный процесс пришли представители петербургских филиалов «Мегафона» и «ТЕЛЕ2» – двух из трех ответчиков (представитель «Билайна» не явился). Также присутствовали два представителя Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которое фигурирует в данном деле как третье лицо. И мобильные операторы, и ФСБ представили свои позиции по делу Романа Захарова, выступив единым фронтом с требованием отказать заявителю.

По мнению Федеральной службы безопасности, Европейский суд по правам человека неверно истолковал Европейскую Конвенцию по правам человека, а именно — ст. 8 «Право на уважение частной и семейной жизни». Кроме того, ФСБ совместно с мобильными операторами посчитали, что постановление ЕСПЧ противоречит российской Конституции (интересно, в какой её части? Силовики вообще хоть раз сами Конституцию читали?). Хотя высшие судебные органы нашей страны неоднократно подчеркивали единство взглядов Российской Федерации и Совета Европы в отношении прав человека.

Роман Захаров подчеркивает, что выступает не против государства и системы безопасности, а только против бесконтрольного и незаконного использования этой системы. По закону, после решения ЕСПЧ дело Захарова должно быть пересмотрено, но, поскольку суд отказался это сделать, Роман Захаров собирается оспорить решение Василеостровского суда.

На наш взгляд, это очень интересный и важный судебный процесс, который покажет отношение российского правосудия к Закону и Праву. Это хорошая проверка на принципиальность как российских операторов связи, которые согласно своим обязанностям должны действовать прежде всего в интересах абонентов, а уж потом — спецслужб и корпоративных понятий, а также, что самое главное, проверка российской судебной системы, на её приверженность к обязательствам России в отношении международного Права и к базовым правам человека.