Российский перечень террористов и экстремистов пополнился именами более двух десятков жителей аннексированного Крыма
В федеральный перечень террористов и экстремистов России внесены имена 22 жителей аннексированного Крыма. Некоторые из них были вынуждены покинуть полуостров: крымские политзаключенные, журналисты, общественные деятели – об этом сообщает сайт "Крым. Реалии".
"Росфинмониторинг" причислил к "террористам" и "экстремистам" осужденных по так называемому "делу Сенцова": Александра Кольченко, самого Олега Сенцова, а также Алексея Чирния и недавно освобожденного и вернувшегося на Украину Геннадия Афанасьева. В списке оказались журналистка Анна Андриевская и преследуемый российскими властями в Крыму внештатный обозреватель Украинской службы Радио Свобода Николай Семена.
Директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский объясняет, кого сегодня считают террористами и экстремистами по российским законам:
– Определение есть, но его нельзя назвать четким. Существует перечень действий на целую страницу, по убывающей: начиная с терроризма и попыток свержения государственного строя, заканчивая рисованием свастики на заборе. В России экстремизм – это не обязательно уголовное преступление, и в список таких нарушителей, грубо говоря, попадают все подряд, кто совершил нечто подобное.
По утверждению Александра Верховского, в этом же списке оказываются и люди, которые только считаются подозреваемыми по "экстремистским" делам или находятся в оперативной разработке, хотя их фамилии не публикуются. Тем не менее, место в списке террористов и экстремистов гарантирует гражданину России массу проблем:
– В последние годы эти люди без специального разрешения не могут снимать со своих счетов более 10 тысяч рублей на одного члена семьи. Я знаю про случай, когда человек не мог оплатить штраф, назначенный ему судом, потому что просто не мог снять деньги со счета. Получается, что гражданина даже без судебного решения ограничивают в праве распоряжаться собственными деньгами! Что до самих процессов по экстремизму, то в России только в прошлом году их состоялось более 600
При этом нельзя сказать, что в стране идут массовые репрессии, считает Александр Верховский: одного человека могут осудить даже за перепост высказывания в социальной сети, а всех остальных, кто поделился той же записью, не накажут. Как правило, в таких случаях под удар попадают только разного рода активисты.
Крымская журналистка, недавно внесенная в "экстремистский" список, Анна Андриевская:
– Это один из способов психологического воздействия на крымчан, которые покинули полуостров, и преследования тех, кто остался. Для меня и для тех, кто выехал из Крыма, это не несет прямой угрозы, но у каждого из нас есть родственные и прочие связи. Если антиэкстремистское законодательство в России еще будет меняться, то это, конечно, может вызвать дополнительные сложности и риски. Я не получала никаких уведомлений ни по внесению в этот список, ни по уголовному делу, которое еще раньше возбудили после моей публикации.
Адвокат крымского журналиста Николая Семены Александр Попков:
– Очень многие мои коллеги считают, что включение в такие списки – это внесудебная расправа, это недопустимо в правовом государстве, которым все еще формально остается Россия".
Координатор Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник отмечает, что многие украинцы, возможно, и не знают про то, что попали в какой-то скрытый российский список, как и про навязанное им российское гражданство:
– Надо понимать, что разнообразных списков в России очень много, и далеко не все они публичные. То, что опубликовал "Росфинмониторинг", – это перечень людей, которые будут испытывать именно финансовые ограничения. Но это не значит, что у них не будет других проблем, согласно неизвестным нам спискам. Интереснее другое: крымчане вроде Анны Андриевской, Николая Семены и Рефата Чубарова числятся в "Росфинмониторинге" как российские граждане! Конечно, все это в нормальном государстве недопустимо, но в России в последние годы по факту узаконено.