Котласский городской суд удовлетворил в пятницу, 8 июля, жалобу заключенного оппозиционера Мохнаткина и признал незаконным и необоснованным постановление Котласского межрайонного следственного отдела СК об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников ФСИН. Они, как утверждает Мохнаткин, избили его в колонии и сломали ему позвоночник. В распоряжение русской редакции RFI поступило постановление Котласского суда.

15 марта Мохнаткин обратился с заявлением в Котласскую межрайонную прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело в отношении сотрудников СИЗО-2 города Котлас в связи с превышением ими должностных полномочий. В заявлении говорилось, что они отказались принять от него заявление о преступлении, совершенном 4 марта 2016 года сотрудниками колонии ИК-4. По утверждению Мохнаткина, сотрудники ИК-4 избили его, сломали ему позвоночник, не вызвали скорую помощь и не сделали рентген позвоночника, а затем незаконно, без распоряжения суда, этапировали его в СИЗО города Котласа. Мохнаткин неоднократно пытался заявить об этом в суд, но сотрудники СИЗО отказывались взять у него заявление.

В судебном постановлении подробно цитируется заявление Мохнаткина, из которого стали известны новые подробности дела. Например, что Мохнаткина переводили из одной камеры в другую, где заключенные, наконец, и вызвали ему скорую помощь.

В заявлении Мохнаткин также просит изъять видеозапись камеры наблюдения в ИК-4 и найти сотрудника, который вел запись на видеорегистратор в СИЗО (эту съемку заключенный оппозиционер также просит изъять). Среди нарушений, на которые указывает Мохнаткин: отказ установить личность заключенного Ковалева, вместе с которым этапировали Мохнаткина и который может засвидетельствовать его требование проведения медицинской экспертизы, отказ в выдаче Мохнаткину судебно-медицинской экспертизы, отсутствие очных ставок и проверки помещения, где его избили, и др.

В пятницу, 8 июля, судья Н. Заплатина с участием прокурора — помощника Котласского межрайонного прокурора Архангельской области, —указала в своем решении , что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников ФСИН «не соответствует требованиям закона».

Следователь, в частности, не затребовал трудовые договоры сотрудников скорой помощи, которые приезжали к Мохнаткину. Как оказалось, одна из названных медработников была переведена на другу работу еще в 2012 году, а другая поступила на работу только 8 апреля 2016 года, то есть после даты избиения Мохнаткина.

Из самих сотрудников СИЗО, дежуривших 4-5 марта, следователь допросил только двоих. Вопрос о том, содержался ли Мохнаткин в эти дни в камере СИЗО с другими заключенными и вызывали ли они ему скорую помощь, также остался невыясненными. Соответственно, у заключенных, которые могли оказаться соседями Мохнаткина по камере, не были взяты показания.

В своем заключении суд говорит о «неполноте проведенной проверки и преждевременности вывода об отсутствии в действиях сотрудников СИЗО-2 и сотрудников скорой помощи Котласской центральной городской больницы составов преступлений».

Пропавшие рентгеновские снимки

Дата заседания суда на котором будет рассматриваться заявление Мохнаткина, пока не назначена, — сообщил RFI защитник оппозиционера Владимир Степанов. Это вызвано тем, что Мохнаткин в данный момент находится в больнице в городе Архангельске. «Я сам настаивал на том, чтобы его сначала лечили в Архангельской городской больнице, поскольку после голодовки (Мохнаткин, требуя госпитализации, объявил голодовку 16 июня — прим. RFI) у него пошатнулось здоровье, он фактически уже калека, — сообщает Степанов. — Сначала мы его подлечим здесь, а потом будем серьезно лечить его позвоночник. Единственная больница, которая может этим заняться, находится в Ленинградской области».

Владимир Степанов также сказал, что от заместителя начальника медицинской службы ФСИН Архангельской области Валерия Панасика он узнал, что в больнице Мохнаткину была сделана магнитно-резонансная томография (МРТ). Защитник намерен запросить эти снимки. По его словам, он также ранее неоднократно запрашивал рентгеновские снимки позвоночника, которые были сделаны Мохнаткину 16 марта. До сих пор их так и не удалось получить от Следственного комитета, который, по словам Степанова, таким образом «фактически скрывает совершенное преступление».

«Мохнаткин уличил Следственный комитет и прокуратуру Котласа в невыполнении должностных обязанностей, - говорит Степанов. — В отношении работы котласских судов, прокуратуры и приставов должны быть сделаны выводы. На мой взгляд, это статья 300 УК РФ: "Незаконное освобождение от уголовной ответственности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, прокурором, следователем или лицом, производящим дознание"».