Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Вероника Боде.
Марк Крутов: Комитет солдатский матерей Кабардино-Балкарии и региональная правозащитная организация по Карачаево-Черкесской республике написали письмо президенту России, председателю Государственной думы и председателю Совета Федерации с предложением объявить масштабную амнистию ко Дню Победы. Однако, как сообщили Радио Свобода в Госдуме, пока никаких проектов по этому поводу законодатели не рассматривают.
Вероника Боде: Правозащитники уверены - амнистия сегодня очень нужна России, так как тюрьмы переполнены, условия содержания заключенных ужасны, в местах заключения свирепствуют туберкулез и другие болезни. Говорит Сулейман Шебзухов, руководитель региональной правозащитной организации по Карачаево-Черкесии.
Сулейман Шебзухов: Общее количество заключенных в России на сентябрь составило 1 миллион 66 тысяч человек или 735 человек на 100 тысяч населения. Таким образом, наша страна пока остается на первом месте по количеству заключенных. Всего в мире заключенных по этой статистике 8 миллионов. Одна восьмая всего тюремного населения на земле сидит в наших учреждениях, хотя Россия составляет 1/40 часть человечества. Каждый четвертый взрослый мужчина в нашей стране - бывший заключенный.
Вероника Боде: В такой ситуации, по мнению правозащитников, амнистия решила бы многие проблемы. Однако, как отмечает Андрей Бабушкин, председатель комитета "За гражданские права", член федерального совета партии "Яблоко", ситуация с амнистиями в стране в последние годы оставляет желать лучшего.
Андрей Бабушкин: Когда в 1990-е годы население страны привыкло, что хоть какое-то количество людей, ну, обычно не очень опасно для общества, они могут благодаря амнистии, по крайней мере, на несколько месяцев раньше оказаться дома, для общества это было очень важно. Я думаю, что, может быть, если бы не было амнистии 1990-х годов, то и судьба страны сложилась немножко иначе, более трагично, более неприятно, потому что социальные взрывы 1990-х годов оказались бы более агрессивными и более жестокими. Ну, а в 2000-е годы практически амнистии не применялись. Мы видим с вами, что последняя широкая амнистия - это амнистия мая 2000 года. Последняя большая, "специализированная" амнистия - это амнистия для женщин и детей в ноябре 2001 года. А после этого пошли уже так называемые "амнистии декоративные". Если амнистия является правовым институтом уголовного права и конституционного права, который имеет такое же значение для государства, для общества, как условно-досрочное освобождение, как замена наказания более мягким, я думаю, что, конечно, все-таки законодатель должен более активно применять свои возможности по оказанию милости к человеку. И здесь Дума получает уникальный механизм корректировки шероховатостей, несправедливостей, ошибок правоприменительной практики. И когда Дума добровольно отказывается от такого рода возможностей, в обществе это, по меньшей мере, вызывает непонимания и недоумение.
Вероника Боде: Как сообщили нам в Государственной думе, в данный момент никакие проекты, касающиеся амнистий, там не рассматриваются. Говорит Илья Миронов, руководитель аппарата Госдумы по гражданскому уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству...
Илья Миронов: По состоянию регистрационной базы законопроектов и постановлений, такого плана постановления не поступали. Депутатом Харитоновым было заявлено, что подготовлен такой проект постановления Государственной думы об объявлении амнистии, но пока данный проект в Государственную думу официально не внесен.
Вероника Боде: Так что пока не понятно, будет ли в этом году объявлена амнистия ко Дню Победы.