В российском обществе нет четкого представления о том, какие именно слои населения нуждаются в поддержке. Количество зарегистрированных людей в службах социальной помощи гораздо меньше, чем число граждан, нуждающихся в разного рода дотациях. Об этом в рамках пресс-конференции «Феномен бедности в современной России», организованной ИА «Росбалт», рассказала социолог Светлана Ярошенко.
Исследования показали, что больше 70% горожан действительно готовы признать себя нуждающимися и обратиться за поддержкой к государству. В то же время те, кто обратился за такой поддержкой, не всегда довольны прохождением регистрации. Они не согласны с той «стигматизирующей практикой», которая существует в службах. В этой связи, согласно официальной статистике, в России бедными считается только 2% населения.
«Люди предпочитают находить другие возможности, чтобы решать свои проблемы, а не только признавать себя нуждающимся. Происходит казус. Люди попадают в ловушку. С одной стороны, они соглашаются с тем, что не способны решить свои проблемы. Они обращаются за помощью, которую невозможно применить», — рассказала Ярошенко.
К категориям бедных можно отнести не только безработных, но и людей с нестабильной и низкооплачиваемой работой, а также работающие семьи с детьми.
Сложнее обстоит дело с пенсионерами. До 2005 года пенсия в РФ была ниже прожиточного минимума. То есть все пенсионеры автоматически попадали в категорию нуждающихся. Сегодня размер пенсии официально либо равен, либо чуть превышает прожиточный минимум.
Государство опирается на так называемую «концепцию абсолютной бедности», согласно которой, бедным считается тот, у кого доходов не хватает для обеспечения прожиточного минимума. За последние 20 лет методика измерения прожиточного минимума менялась трижды в сторону ужесточения. Чтобы попасть в число «статистически бедных», нужно иметь очень низкие доходы.
С другой стороны, в обществе ориентируются на «относительные стандарты». То есть существует некий набор вещей, которыми необходимо обладать, чтобы не считаться бедным. При этом в России нет устоявшегося среднего класса, то есть эти самые средние стандарты жизни не определены.