Гринпис России и государственная система обнаружения пожаров нашли в Амурской области, Забайкальском крае и Бурятии катастрофические пожары, которые нельзя потушить: в стране просто недостаточно для этого сил.
Вот данные отраслевой системы дистанционного мониторинга пожаров ИСДМ-Рослесхоз только по одному крупному пожару, действующему в Шимановском, Свободненском и Благовещенском районах Амурской области. Согласно ИСДМ, площадь этого пожара составляла на сегодняшнее утро 284 тысячи гектаров.
При этом в утренней сводке «Авиалесоохраны» упомянуты только чуть меньше 21 тысячи гектаров в Амурской области. Всего же, по данным этих отчётов, в стране горит 65 тысяч гектаров.
«При сохранении нынешних тенденций 2016 год может оказаться худшим в лесопожарном отношении с начала XXI века и превысить по площадям лесных пожаров показатели 2003 и 2012 годов», — говорит глава лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко.
Площадь всего одного пожара в Амурской области в 13 раз больше, чем в официальной отчётности по этому региону, и в четыре раза больше, чем в сумме чиновники отчитались по всей стране!
Площадь остальных пожаров сейчас трудно подсчитать: дым мешает спутнику фиксировать термоточки, а специалистам — рассмотреть выгоревший чёрный лес. Но по предварительной оценке она приближается уже к трём миллионам гектаров. Примерно треть этой площади приходится на Амурскую область, остальное в основном делится примерно поровну между Бурятией и Забайкальем.
Такая беззастенчивая ложь в отчётности прослеживается в течение всего этого пожарного сезона. Пожары, которых нет на бумаге, никто не поедет тушить. И это мешает тушить пожары на ранней стадии. Сейчас, когда сделать уже ничего нельзя, ложь продолжается.
«У нас есть претензии к расхождению площадей в Амурской области и в республике Бурятия», — признал руководитель Рослесхоза Иван Валентик. Напомним, сводки «Авиалесоохраны» формируются на основе данных, которые приходят от региональных властей. И в сводках данные «либо максимально соответствуют действительности, либо верифицируется во вменяемые строки».
Неужели ничего нельзя сделать?
Наша страна горит из года в год, у лесников нет средств и сил тушить пожары, а у чиновников — эти пожары признавать. «Переданные органам государственной власти субъектов лесные полномочия финансируются из федерального бюджета в лучшем случае на 10-20 процентов», — объясняет Алексей Ярошенко.
Гринпис России требует выделить лесникам нормальное финансирование, разгрузить их от ненужной бюрократии и победить пожарную ложь. Только так можно победить пожары.
Поддержите наши требования!
Как мы считаем площади пожаров?
Для оценки площадей действующих лесных пожаров Гринпис использует космоснимки MODIS (спутников Terra и Aqua), VIIRS (спутника NPP) и термоточки системы FIRMS за весь период развития крупных пожаров. При этом Гринпис руководствуется ГОСТ 17.6.1.01-83, согласно которому под площадью лесного пожара понимается «площадь в пределах контура лесного пожара, на которой имеются признаки воздействия огня на растительность», и пунктом 67 Правил тушения лесных пожаров, согласно которому «в случае, когда на ликвидированном лесном пожаре в течение пяти дней произошло возобновление горения от потушенных частей лесного пожара, данный пожар считается возобновившимся».