14 апреля Рамазан Джалалдинов, житель аварского села Кенхи Шаройского района Чеченской республики, опубликовал на сайте дагестанской газеты «Черновик» видеообращение о плачевной ситуации с воровством компенсаций, положенных местным жителям за разрушенные в ходе войны и паводков дома.
Чеченские власти отреагировали мгновенно. Уже на следующий день в Шайройский район приехал руководитель администрации главы республики Ислам Кадыров. Правда, до села Кенхи он не доехал — вместо этого жителей Кенхов (в основном работников бюджетных организаций, школ, администрации села и полиции) привезли к нему. Был сделан сюжет, в котором эти люди опровергли своего односельчанина Рамазана Джалалдинова и назвали его, по сути, больным человеком, а также «неоднократно судимым». То есть не вызывающим никакого доверия.
Однако, сразу после этого начали задержания тех односельчан Рамазана, которые его поддерживали.
После командировки в село корреспондента канала «Дождь» и сюжета, который вышел на канале, задержания продолжились. На этот раз репрессиям подверглись те, кто помогал журналисту попасть в село и встретиться с местными жителями.
Перед днем Победы село Кенхи посетил лично Рамзан Кадыров. Он признал, что с восстановлением Шаройского района ситуация действительно их рук вон плохая (по сути, это самый запущенный район Чечни, хотя средств на его восстановление выделялось немало). В разговоре с жителями (к Кадырову, как ни мешали местные власти, в этот раз удалось прорваться сквозь оцепление и тем жителям Кенхов, которые были настроены говорить правду о реальных проблемах села) Кадыров пообещал, что 2016-й год станет годом Шаройского района, а восстановительные работы начнутся сразу после праздников. Также глава Чечни пообещал, что после праздников в район и в село приедет комиссия, которая будет разбираться по каждом пункту обращения Рамазана Джалалдинова. При этом Кадыров приказал министрам республиканского правительства ездить в этот отдаленный горный район Чечни чуть ли не каждую неделю.
Все эти обещания оказались несостоятельными.
Вместо комиссии, министров и строительной техники, в село нагрянули чеченские силовики и начали прессовать местных жителей.
В субботу (7 мая) был задержан и арестован на 5 суток по надуманному предлогу (нахождение в нетрезвом виде) Хизбола Ахмедов — один из немногих, кому удалось прорваться к Рамзану Кадырову и рассказать о проблемах села Кенхи. Через несколько дней попытались задержать еще одного смельчака — Сеидмагомеда Насибова. Ему удалось бежать их села, но в конце концов его все-таки поймали. В данный момент, сообщают жители Кенхов, он находится в селе Шатой (административный центр Шатойского района ЧР) и ему грозит обвинение в хранении наркотиков — это стандартная мера наказания критиков чеченской власти.
Все это время не прекращались попытки выследить и главного зачинщика — Рамазана Джалалдинова, которого пытались заманить в Чечню и посулами о выплате аж 5 млн рублей, и угрозами, и давлением на его семью.
В результате сегодня ночью дом Рамазана Джалалдинова был сожжен, а его семья депортирована за пределы Чечни (жену и детей вывезли в дагестанский Хасавюрт и сказали: «Чтобы больше в Чечне ноги вашей не было»).
Сегодня жители села Кенхи планируют доехать до Шатоя и провести акцию протеста у стен районного РОВД (где, по сведениям, содержится Сеидмагомед Насибов).
«Новая газета» продолжит отслеживать ситуацию с репрессиями против жителей Кенхов. В ближайшее время читайте расследование о том, как в Чечне устроена система миллиардных хищений из российского бюджета чеченскими чиновниками.