Организатор "Монстрации" в Новосибирске Артем Лоскутов вышел из зала суда свободным человеком. После 4 часов заседания судья Майя Руткевич решила прекратить производство по его делу в связи с отсутствием состава преступления.
Более того, судья вынесла представление прокурору Новосибирской области по поводу допущенных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Лоскутова.
Это второй суд Лоскутова за одну и ту же "Монстрацию". Первый прошел быстро: 6 мая в Центральном районном суде заседание закончилось неутешительно. Лидера движения признали виновным по части 1 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) и приговорили к штрафу в 20 тысяч рублей. Ареста избежать удалось, хотя наученный опытом прошлого года Лоскутов предусмотрительно взял с собой вещи на случай более жесткого наказания.
Тогда же, 6 мая, на выходе из суда его увезли в другой суд, на этот раз в Октябрьском районе. Там организатору "Монстрации" предъявили еще один протокол, на этот раз по поводу проведения несанкционированного мероприятия. По версии полиции, он незаконно организовал митинг на ступенях Государственной публичной библиотеки во время общей фотосессии. Именно на площади перед этим зданием закончились и согласованная "Монстрация", и провластное "Всешествие", которые шли друг за другом. И тот, второй суд, был отложен до 11 мая.
За это время в сети появилась мотивировочная часть первого приговора. Ее представил сам Лоскутов накануне очередного заседания. Суд не признал "Монстрацию" культурным мероприятием. Мотивировка внезапно оказалась вполне в духе самой "Монстрации": судья при вынесении решения ссылалась на некий "Совет командующих". Пользователи "Фейсбука", в частности Илья Кабанов, разъяснили, что это – цитата из "Положения о культурных и спортивных мероприятиях пограничных ведомств государств – участников Содружества Независимых Государств, проводимых в рамках Совета командующих Пограничными войсками". "Как же судья нашла это определение", спросите вы? Отвечаем: она ввела запрос "культурное мероприятие определение" в Яндексе или Google, где материал по первой же ссылке цитирует злополучное положение совета командующих пограничных войск. Кажется, у нас определился победитель чемпионата по поиску в интернете (который не является спортивным или культурным мероприятием)!" – написал Кабанов в комментарии в "Фейсбуке". Понятнее смысл использования документа от этого не стал, но абсурдности в ситуацию он явно добавил.
Этот текст обсуждали как журналисты, так и все пришедшие поддержать Артема Лоскутова в зале суда Октябрьского района. В самом начале защита заявила ходатайство о допросе свидетелей и просмотре видеоматериалов. Первое ходатайство судья Майя Руткевич удовлетворила, второе отложила. Она тихо и достаточно невнятно зачитала полицейский протокол и напомнила о том, что Лоскутов в прошлом году уже был арестован и поэтому не имел права быть организатором митинга из-за привлечения к административной ответственности.
Майор полиции Виктория Чернега, которая составляла протокол о правонарушении, подтвердила верность зачитанной информации и несколько раз повторила заявление о безусловной виновности "гражданина Лоскутова". Высказывания майора вызывали смех в зале, так что судье пришлось даже останавливать заседание и призывать к спокойствию. В частности, Виктория Чернега удивила собравшихся своим мнением о "Монстрации":
– Я считаю гражданина Лоскутова безусловным организатором этой акции, потому что ему все подчинялись. На мой взгляд, "Монстрация" никогда не выдвигает единого мнения. Я не знаю, какое у них мнение, но что-то они явно пытались донести. Какая-то цель была. Основная цель была – показать!
Сбить с этой установки майора не удалось. Лоскутов попытался еще раз уточнить, с какого времени он нарушил закон с точки зрения полиции:
– По моим часам, в 14.45, через 10 минут после окончания шествия, вы организованно встали на ступеньках ГПТНБ и начали там совсем другое, уже несогласованное мероприятие. Мы наделись, что вы куда-нибудь разойдетесь, мы очень этого ждали, но вы никуда не ушли. Вы совершили определенное действие.
– Вы считаете, что моей целью было совершить правонарушение? То есть я намеренно это сделал?
– Я не знаю, было ли вашей целю совершить правонарушение, но вы прекрасно знаете все законы и знаете, как их обойти. А вы не знали, что не можете быть организатором и все равно взяли мегафон? Вам просто не надо было брать мегафон, и все было бы хорошо.
Судья решила прервать этот бессмысленный спор и задала вполне логичный вопрос: из чего следовало, как именно можно было понять, что в 14.45 начался именно митинг? Внятных признаков митинга майор полиции назвать не смогла:
– Ну, они там стояли с плакатами и лозунгами, – начала отвечать майор и в явной растерянности от внезапного вопроса запнулась.
– Вы меня извините, на похоронах тоже стоят, – неожиданно хлестко ответила судья и закончила допрос, еще раз уточнив у представителя полиции, почему при составлении протокола не были допрошены основные свидетели.
После этого судья как раз и перешла к допросу четырех свидетелей, исправив недочеты со стороны сотрудников МВД. Все они говорили практически одно и то же, в частности, Александра Попова заявила о поддержке акции со стороны властей всех уровней:
– Никакого нарушения не было возле библиотеки. Мы просто фотографировались, вот и все. Я считаю, что митингом это не было, в таком случае митингом можно считать любую свадебную фотосессию.
Еще один свидетель, Юрий Кринский, также вполне внятно пояснил, почему "Монстрация" может быть рассмотрена только как культурное мероприятие – и никак иначе:
– "Монстрация", безусловно, является культурным мероприятием. У митинга есть особенность: он транслирует мнение определенных людей, а у "Монстрации" смысл иной: там каждый человек может выйти и транслировать собственную позицию. И фотографирование, конечно, ничего не меняло в этом. Фотографирование – это ритуал нашего постмодернистского общества.
После судья предложила посмотреть видео с заключительных минут "Монстрации". Судя по происходящему, Артем Лоскутов действительно не устраивал никаких митингов – а напротив, предлагал "разойтись, чтобы не затягивать это все". По этим словам и кадрам стало понятно, что дело рассыпается на глазах. Поэтому присутствующие в зале несколько расслабились и лишний раз повеселились, вспоминая все речевки и лозунги.
В заключительном выступлении Артем Лоскутов кратко рассказал о своем отношении к событиям. Он объяснил, что никакого митинга на ступеньках библиотеки не было и быть не могло:
– Мне не совсем понятно, почему меня судят второй раз, ведь первый суд уже наказал меня за события, происходившие от 14 до 15 часов. Мне кажется, что за это меня уже осудили и присудили штраф в 20 тысяч, по идее, я был занят одним правонарушением и не мог делать сразу два. Считаю, что производство по делу необходимо прекратить.
На этом основная часть заседания завершилась и судья удалилась в совещательную комнату. Во время вынужденного перерыва было заметно, что настроение у самого Лоскутова, у свидетелей защиты и у сочувствующих было приподнятым. Все пили кофе, а Артем говорил о том, что доволен ходом заседания и надеется на здравое решение со стороны судьи. Через несколько минут судья Руткевич зачитала свое решение:
– Суд постановил: производство по делу об административном правонарушении в отношении Лоскутова Артема Александровича прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Одновременно вынесено представление в адрес прокурора Новосибирской области о допущенных нарушениях при составлении протокола в отношении Лоскутова.
Это решение было встречено аплодисментами и словами благодарности в адрес судьи. Впрочем, друзья Лоскутова попросили не расслабляться и напомнили, что на улице вполне может ждать очередной наряд полиции. Но на улице все было спокойно, а Артем делился планами на будущее:
– Сегодня процесс выглядел так, как я ожидал. Это справедливое и единственно верное решение. Хотя я не исключал и иного решения, вот взял с собой вещи на случай ареста, даже книжки. Я их приносил в суд 6 мая, принес и сейчас, но пока будут лежать нечитанные. Может, в самолете почитаю, когда полечу в Москву к жене и котам.
Что же касается решения, вынесенного Центральным районным судом, то защита Лоскутова планирует в установленный срок обжаловать его в областном суде и добиться полного оправдания.